ИНТЕЛРОС > №2, 2021 > В.С. Соловьев между православием и католичеством: отклики современников

Ксения Ворожихина
В.С. Соловьев между православием и католичеством: отклики современников


20 декабря 2021

Ворожихина Ксения Владимировна
кандидат философских наук, старший научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240,
г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: x.vorozhikhina@gmail.com

 

Статья посвящена рассмотрению первых рецензий и откликов, вышедших в отечественной и зарубежной периодике в конце 1880-х гг., на сочинения В.С. Соловьева «Русская идея», «Владимир Святой и христианская политика», «Россия и Вселенская церковь», которые были опубликованы в Париже на французском языке. Теократический проект Соловьева, предполагавший послушание русского императора папе и воссоединение православной и католической церквей, вызвал большой интерес за границей. Его доклад «Русская идея», посвященный миссии России, призванной примирить две ветви христианства, был восторженно встречен католической прессой и получил множество хвалебных отзывов. Русский философ виделся западным критикам новым апостолом, призванным приобщить православных к католическому единству. Однако трактат «Россия и Вселенская церковь» оказался неприемлемым для католиков своим мистицизмом; учения Соловьева о Софии и творении они истолковали как гностическую ересь. За границей оказались востребованными экклезиология Соловьева, философия истории, его теократический проект, которые в России воспринимались как антинациональная утопия и измена православию. Несмотря на то, что философские и религиозные основы его взглядов многими разделялись, французские сочинения Соловьева вызвали неприятие в русском правительстве и Синоде (К.П. Победоносцев), негодование и раздражение в славянофильских (И.С. Аксаков, С.Ф. Шарапов), почвеннических (Н.Н. Страхов) и консервативных (Л.А. Тихомиров) кругах; православные духовные лица (Николай (Касаткин), Антоний (Храповицкий), Владимир (Гетте)) высказывались о них крайне негативно. Наиболее благосклонными оказались оценки К.Н. Леонтьева и Т.И. Филиппова. Русские последователи философа восприняли его метафизику и софиологию, учение о всеединстве, в то время как в своих теократических чаяниях о социальной троице Соловьев остался одиноким.


Вернуться назад