ИНТЕЛРОС > т. 20, №2, 2015 > Проблемы времени в философии Омори Содзо

Любовь Карелова
Проблемы времени в философии Омори Содзо


26 апреля 2016

Карелова Любовь Борисовна
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник.
Институт философии РАН.
109240, Российская Федерация, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: lbkarelova@mail.ru

Омори Содзо (1921–1997) является одним из ведущих японских философов ХХ в., который, начав свою деятельность как феноменолог, впоследствии пришел к проблематизации и методам, свойственным аналитической философии. Рассмотрение его работ «Время и “я”» (1992), «Время и бытие» (1994) и «Время не течет» (1996) позволило проследить пути решения проблем времени в рамках аналитического направления в современной японской философии. Представленная статья сосредоточена на следующих основных темах, затрагиваемых Омори Содзо: соотношение «спонтанно возникающего времени», данного в непосредственном опыте, и понятия «линейного времени», используемого в физике и обыденной жизни; понимание прошлого, настоящего, будущего и форм их бытия; проблема прошлого как коллективного вербального творчества; возможности существования «прошлого в себе»; проблема реальности времени

The Problems of Time in Philosophy of Ōmori Shōzō

Liubov Karelova
PhD in Philosophy,
Senior Research Fellow.
Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences.
12/1 Goncharnaya Str.,
Moscow, 109240, Russian Federation;
e-mail: lbkarelova@mail.ru

Ōmori Shōzō (1921–1997) is one of Japan’s leading philosophers of the twentieth century, who started out as a phenomenologist, then moved toward to the problematization and methods of analytic philosophy. The study of his works “Time and ‘Self’” (1992), “Time and Being” (1994) and “Time Does not Flow” (1996) made it possible to trace the ways of solving the problems of time within the analytic trend in modern Japanese philosophy. The paper focuses on the following main topics investigated by Ōmori Shōzō: the relation of “spontaneously occurring time” given in immediate experience, and the concept of “linear time” used in physics and everyday life; the understanding of the past, present, future, and the forms of their existence; the problem of the past as a collective verbal creation; the possible existence of “past in itself”; the problem of the reality of time


Вернуться назад