ИНТЕЛРОС > №1, 2017 > Принципы историко-философского анализа в интерпретации школы идеологов (Дежерандо)

Артем Кротов
Принципы историко-философского анализа в интерпретации школы идеологов (Дежерандо)


25 марта 2018

Кротов Артем Александрович 
доктор философских наук, доцент,
заведующий кафедрой. МГУ им. М.В. Ломоносова.
Российская Федерация, 119234, г. Москва,
Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4;
e-mail: krotov@philos.msu.ru

В статье анализируются главные идеи, характерные для концепции историко-философского процесса, выдвинутой Ж.М. Дежерандо. Рассматривается предложенная им периодизация и классификация философских учений, представления о перспективах развития метафизики. Историю философии Дежерандо всецело подчиняет гносеологическому принципу, который, с точки зрения «идеологов», должен служить основанием метафизики. В работах Дежерандо легко уловить умонастроение, свойственное представителям Просвещения: оно выражается и в критике предрассудков, и в способах аргументации, и в характерной для «Энциклопедии» апелляции к бескорыстным ценителям истины, в подчеркивании моральных аспектов познания. По-видимому, с точки зрения сегодняшнего дня, проект Дежерандо сложно признать исключительно успешным. Скорее он потерпел неудачу, так и не приведя к заключению мирного договора между философами. Вместе с тем несомненно, что автор «Сравнительной истории систем» стимулировал определенные тенденции развития европейской философии. В частности, он намечает программу будущего эклектического спиритуализма. Тезис о постижении природы человеческого ума благодаря историко-философским изысканиям находит свое продолжение в трудах представителей философской компаративистики. Уподобление процесса сбора фактов в сфере истории философии работе натуралиста роднит концепцию Дежерандо с позитивизмом.

 

 

The Principles of the Analysis of the History of Philosophy
in the Interpretation of “Ideologists’” School (Degerando)

Artem Krotov
DSc of Philosophy, Head of the Department of History
and Theory of World Culture.
Lomonosov Moscow State University, Faculty of Philosophy.
27/4 Lomonosovsky prospect, Moscow,
119991, Russian Federation,
e-mail: krotov@philos.msu.ru

The article analyzes the main ideas characteristic of the concept of the history of philosophy put forward by J.M. Degerando. Examined are his periodization and classification of philosophical theories, and his ideas about the prospects of the development of metaphysics. Degerando completely subordinated the history of philosophy to epistemological principle, which, in opinion of “ideologists”, must be the basis of metaphysics. It is easy to feel the spirit of the Enlightenment in the works of Degerando: it is expressed in the criticism of prejudices, in the ways of argumentation, in the appeal to the selfless lovers of truth, typical of the “Encyclopedia”, and in the emphasis of the moral aspects of cognition. It seems that from today’s point of view Degerando’s project was not exceptionally successful. It rather failed and did not lead to the conclusion of peace between philosophers. At the same time there is no doubt the the author of “The Comparative History of the Systems” stimulated some tendencies in the development of European philosophy. In particular, he outlined the program of future eclectic spiritualism. His thesis that the nature of human intellect can be grasped through investigations into the history of philosophy was developed in the works of philosophical comparative studies. Comparison of the process of fact collection in the history of philosophy to the work of a naturalist unites Degerando’s conception with positivism


Вернуться назад