ИНТЕЛРОС > Выпуск 5 > К вопросу об этическом монизме в русской религиозной философии

Антонина Лазарева
К вопросу об этическом монизме в русской религиозной философии


04 июля 2012

При устремленности русской религиозно-философской мысли к монизму мир, человеческая душа, жизнеустройство воспринимались под знаком гармонии, органичной целостности, нравственной красоты, высшей правды, Божественного порядка. Утверждение целостности человеческого духа было важнейшим элементом традиции, в которой создавалась и развивалась философская система цельного знания, философия всеединства. Для русской религиозной философии истина, добро и красота, несомненно, выступают целостностью. Охватываются ли этой триадой противоположности ее составляющим: ложь, зло, безобразие? Могут ли они считаться подчиненными моментами этой триады, преодолимыми и поглощаемыми ею? С тем или иным направлением решения данного вопроса связана и мировоззренческая позиция — либо монистическая, либо дуалистическая. Наибольшей остроты и напряженности вопрос о монизме приобретает в учении о морали при истолковании характера зла. Существуют области, где зло выступает либо меньшей степенью добра, либо только видимостью. В таких случаях зло оказывается не абсолютным, не субстанциальным и потому принципиально преодолимым. Монизм вступает в свои права и заявляет об относительном и преходящем характере зла. Но даже при всей ничтожности в себе оно не пустое ничто для нас. В то же время есть сфера, где зло выступает ощутимой, вполне реальной, действенной силой против добра и как взаправду персона, личность


Вернуться назад