Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Континент » №1, 2016

Eвгений Eрмолин
Дневник в Фб. Ноябрь-декабрь 2013. Избранное

1.11
Еду на Бермамыт! Сейчас. 
Вчера вечером приехал в Кисловодск - и упал в вертикально стоящую бездну неба и гор. 
Арендованным по телефону вчера же сталкером Рашидом обещан день, нежный, как персик, и суровые горные тропы плато Бермамыт! 

**
Бермамыт! Горизонт закрывает сияющий Эльбрус, под ногами пропасть, вокруг сплошное небо. Место невероятной концентрации чего-то до такой степени настоящего, что прекраснее его, возможно, нет. 

4.11
Друзья! Я подписал петицию "Следственный комитет РФ. Президент РФ: Освободить мэра Рыбинска Ласточкина Юрия Васильевича из под стражи и прекратить его преследование с обвинениями в коррупции" на Change.org. В принципе я не подписываю обращений к президенту. По понятным причинам. Ни одно из них не было принято во внимание. 
Но в данном случае обращение оставлено так, что не вызывает у меня отторжения, вопрос же кажется мне предельно ясным. 
Вот ссылка: http://www.change.org/ru/петиции/следственный-комитет-рф-президент-рф-освободить-мэра-рыбинска-ласто

5.11
Журнальный зал | Нева, 2013 N10 | - Каким быть учебнику истории?. 
magazines.russ.ru
И мои ответы на вопросы о целесообразности единого учебника истории. Как раз сегодня еще раз объяснял студентам, насколько химерично и утопично выглядит эта затея - создать единое пространство исторической памяти, реально объединяющее граждан России сегодня... 
1. Прежде всего: единственный «правильный» учебник — это абсурд. В плюралистическом постиндустриальном обществе не существует и не может существовать единой точки зрения на прошлое. Возможны и даже необходимы тенденциозные версии в пределах той линейки возможностей, которую допускают общество и закон. В идеале хорошая учебная книга должна предложить разные версии интерпретации ключевых фактов истории. Да, это предполагает педагогическую задачу: воспитание граждан, осмысленно выбирающих свое прошлое или даже отрекающихся от него, но тоже осмысленно. 
2. Вообще-то для меня патриотизм не равнозначен триумфализму. Скорее наоборот. «Да, и такой, моя Россия, / Ты всех краев дороже мне». История в ее гражданско-государственных параметрах русским не задалась. Или крайне редко задавалась. Им задались искусство, наука, вера. Не вижу проблем в патриотической и одновременно научной интерпретации бедственного и трагического пути России в истории. 
3. Никак не примирить. Поэтому и не нужно канонического текста. Нужно смириться с тем, что современное общество не объединяют ни традиционная вера, ни вообще единые мифы и ритуалы. 
4. Возможно и создание такого учебника, где пространство истории предстает трагической сценой. Момент трагизма в российской истории очевиден. 
5. Включил бы все эпизоды, в том числе недостоверные или очень сильно мифологизированные (вроде судьбоносных чудес от икон, Ледового побоища или Куликовской битвы), дав срез интерпретаций этих эпизодов. 
6. Почему бы и нет. Правда, мне не очень нравится идея группы. Я предпочел бы видеть талантливо написанный, персонально авторизированный, остро личный учебник. 
7. Да, концепция модернизации как один из алгоритмов, позволяющих описать прошлое, имеет право на существование. Мне эта концепция не кажется самой важной. Мне ближе идея ритмической пульсации осевых эпох в истории. Да и концепция Августина о двух градах не кажется совсем лишней. 
8. Нет, в обществе постмодерна истина не определяется волей большинства. 
9. ...А также сжечь все остальные учебники истории. Шутка. 

**
Россия и Юго-Восточная Азия
annok.livejournal.com
Иногда занимало, что поделывает в Таиланде некогда шумный ярославский священник о. Олег Черепанин. Теперь я знаю: открывает памятник двум царям. Славно-то как. 

6.11
Шестнадцать мгновений из жизни почетного гражданина Ярославля Виктора Тырышкина. С фото -...
yarnews.net
Тырышкин в своем благочестии глубоко, в общем-то, архаичен. Зато переплюнул всех ярославских храмостроителей 17 века. 

7.11
Границы зла. Как племенное мышление превращает русских в малый народ
slon.ru
Племенное сознание+православно-державный фантом = рецептура нового "патриотизма". Русские не могут без утопий. Спрятаться от времени за мечтательную химеру. Кончилось будущее - так шмыгнуть в прошлое и затаиться там. Лишь бы что, только не реальная история, не участие в реальной современности.
Alexander Baunov описывает проект возвращения России в архаику и его утопичность. 


**
Куда уходит Украина
expert.ru
Нехитрая драма оказавшегося неизбежным исторического выбора: стать ли европейской провинцией - или московской полуколонией в олигархической квазиимперии Третьего Рима? 
В 21 веке никто уже не мыслит территорией. И украинцы, помимо прочего, выбирают культурную прописку, становясь европейцами. А кем бы они были и как бы назывались, если б ассоциировались с нынешней РФ? 

8.11
Политические координаты - Slon.ru
slon.ru
Либерал. Крайний антидержавник с некоторым сдвигом в сторону соцгарантий. 
Тест, который не открывает америк. Про меня: 
Главное для вас – это права и свободы человека: именно отдельный, частный человек является, по вашему мнению, главной ценностью и движущей силой политики и экономики. Власть государства над человеком должна быть ограничена, его функции – сведены к минимуму, все, что требуется от государства – следить за соблюдением правил игры: все остальное должно регулироваться на свободном рынке в процессе свободной конкуренции. 

**
В Ярославле вышел последний номер «Золотого кольца» 
imenno.ru
Завтра (уже сегодня) выйдет последний номер ярославской областной газеты "Золотое кольцо", при рождении первых номеров которой я присутствовал, участвовал в этой великолепной авантюре, руководимой Борисом Черныхом, (в качестве замредактора) и, смею утверждать, сыграл не последнюю роль в том, какой получилась тогда эта газета - самое яркое, пожалуй, независимое издание в Ярославле начала 90-х годов. Именно я настоял тогда на том, чтоб газета была ежедневной... Потом были три года напряженной работы, а осенью 1993 года я покинул редакцию довольно глубоко разочарованным. Потом мы шли в основном разными галсами, но я сохраняю теплое чувство и к тем, с кем начинал газету (пусть с некоторыми из них тогда и потом сильно ругался и крепко ссорился), и к самому изданию, каким бы оно ни было в новом веке... 
Что сказать? Очень жаль. 


9.11
Вот так и истребили народ "товарищи"
elena-sem.livejournal.com
В соцсетях бурно дебатируют трагедию рыбинского семейства Попёновых. Я недавно вник в эту ситуацию, поскольку, как многие знают, писал книгу о Рыбинске, она вышла в августе. Там всё не вместилось. Но реальным объемом знаний о ситуации 1918 года я, мне кажется, владею. Акция красного террора 3-5 сентября в Рыбинске была почти беспрецедентным эксцессом даже тогда. Город, крайне неприязненно настроенный к соввласти, захватили две банды - чекисты и военкоматчики, которые еще и между собой дрались за власть. Они и так-то не весьма церемонились, но в начале сентября Москва спустила эти банды с поводка и они пустились во все тяжкие. Это была настоящая вакханалия, увенчавшаяся продажей трупов убитых их родственникам для захоронения... В итоге происшедшим озаботилась даже тогда комиссия Брагинского из Ярославля-Москвы. Рыбинские красные бандиты валили друг на друга, но в итоге глава рыбинских чекистов Голышков был приговорен к расстрелу (но помилован). Сюжет о Попёновых был расследован рыбинскими краеведами, они работают очень качественно, совсем недавно найдены документы. Например: http://rweek.ru/article/g-a-1992_print.html Мне представляется неопровержимой уликой заявление Т.Н. Овчинниковой - http://www.anfas-news.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=1947
Что касается фотографии, то это единственная сохранившаяся фотография Попёновых, других просто нет. Поэтому искать спекулятивный умысел в ее использовании не весьма корректно, мягко говоря. (Хотя у нас популярен принцип "друзьям все, врагам ничего", но не до такой же степени, чтоб смягчать вину убийц тем, что они расстреляли подросших детей, не совсем маленьких.) Если кому в утешение, то могу сказать, что кто-то из семьи мог выжить, скорее всего не все взрослые дети Попёновых жили с родителями. Но доказательств этого нет. См.: http://www.sevkray.ru/news/9/59401/

11.11
Павленский, ФИКСАЦИЯ
Самообнажение/самораспятие/самозаклание художника в месте, насыщенном миазмами самодовлеющей государственности. 
Мистерийный рефлекс, актуализирующий лейттему венского акционизма. Антирифма к акциям ВОЙНЫ в музее и на Литейном мосту, пляске PR на Лобном месте и в ХСС - в тех была бьющая за край жизненная энергетика, в этой - "фиксация" капитуляции, антиэротизм, смерть темы. 
Павленский извлекает из нетрагической реальности остаточный ресурс трагизма и концентрирует его в своих акциях. Это невербальная, немая концентрация больной, страдальчески-беззащитной, мучительной молитвы, обращенной к молчащим же небесам. По отношению к этому молчанию любые слова выглядят профанирующей пошлостью, а особенно 99 процентов того, что было за эти часы написано и сказано по поводу акции Павленского. 
Поскольку перед нами искусство-посыл, провокация, катализатор, то смысл его не сводится, впрочем, к капитуляции, а обновляется и трансформируется реактивными контекстами восприятия, истолкования. 
Источник: "10 ноября в День сотрудника органов внутренних дел в 13.00 в Москве прошла художественная акция, которая получила название "Фиксация". Обнаженный человек сидел на Красной площади и смотрел на свои прибитые гвоздем к кремлевской брусчатке яйца. 
"Акцию можно рассматривать как метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества. Не чиновничий беспредел лишает общество возможности действовать, а фиксация на своих поражениях и потерях все крепче прибивает нас к кремлевской брусчатке, создавая из людей армию апатичных истуканов, терпеливо ждущих своей участи. 
Сейчас, когда власть превращает страну в одну большую зону, открыто грабя население и переправляя финансовые потоки на рост и обогащение полицейского аппарата и прочих силовых структур, общество допускает произвол и, забыв про свое численное преимущество, своим бездействием приближает триумф полицейского государства.» 

16.11
ЖЕРТВА ВЕЧЕРНЯЯ. Моя статья в 20-м номере журнала "Углече поле" http://t.co/TKqcCd4XWq

17.11
Актуальное искусство не имеет границы, а смысл его рождается не только из самой акции, но и из ее шлейфа. Это то искусство, которое мы имеем, если оно нам не нравится, то мы говорим: я старомодный человек, не приставайте ко мне, я с современностью не дружу. Но тогда уж не раздаем оценки с позиции эксперта... Обсуждение акции ПП поражает стремлением 99 процентов участников уйти от смысла его послания к психоаналитике и теории искусства. Оказалось, общество не готово говорить о простых, в сущности, вещах, на которые указал ПП таким способом, какой пока что в нашем искусстве никто не превзошел. А диспутанты говорят о ПП через губу, как будто такого искусства у нас, как навоза, и они сами каждый четверг выходят на площадь манифестировать свои права. 
«Сопротивляйся»: цепная реакция из трех протестных баннеров на Красной площади
novayagazeta.ru
Сегодня на Красной площади
Публике, которая акцию ПП называет исключительно политическим высказыванием. При том, что художественный модус имеет в нашей жизни все, разница все же очевидна. Смысловая емкость политакции=текст лозунгов+место. Последствия очевидны и локальны... Смысловая емкость арт-акции ПП=уникальный мультирезонансный арт-проект. 

**
Недавно узнал, что внук Щепкина был расстрелян чекистами на Лубянке в 1919, два других внука умерли в 1920, а правнучка Марфа до 1980-х гг. работала в московском историческом музее, недалеко от того места, где оборвалась жизнь ее дяди. 
Здесь в списке родственников почему-то указан только тот внук, который короткое время сотрудничал с большевиками в Одессе (до гибели брата)... 

19.11
550 лет с Москвой. Как потомки Федора Черного не без участия дьявола стали князьями Пеньковыми
Этот год юбилейный. 550 лет назад Ярославское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. Как пишут, стало почётной «государевой вотчиной». 
ПРЕДЫСТОРИЯ 
Ярославские князья были верными сателлитами Москвы. Московские князья привлекали ярославских к военным походам, а попутно вмешивались в дела княжества. Они прибирали к рукам удел за уделом - мелкие удельные князья по бедности своей переходили на службу в Москву. 
Последним ярославским князем стал Александр Фёдорович Брюхатый. В междоусобных войнах второй четверти XV века за великое княжение Александр Фёдорович, как и его отец, поддерживал Василия II Темного. В ходе этого конфликта Ярославль был разграблен в 1433 г., неприятель неудачно подходил к городу и в 1436 г. 
В 1462 г. Василий Темный заболел сухоткой. Он назначил себе лечение, приказав прижигать тлеющим трутом на спине и «на многых местах помногу, иде-же и не бе ему никоеа болезни». Раны загноились. В ночь на 27 марта больной умер, «княжив лет без очию 16». Его княжение было несчастливым для Руси. В описании похорон значилось: «Бысть же тогда в граде Москве и рыдание велико зело», плакали князья и вельможи, старые и юные, богатые и убогие, «паче же реку и младенцы». А подле записи в монастырской книге о кончине князя было приписано так: «Июда душегубец, рок твой пришед». 
ИСТОРИЯ
22-летний Иван III, взойдя на трон, озаботился приобретением Ярославля. Подзуживал его хитроумный дьяк Алексей Полуектов, который печаловался еще Василию II насчет Ярославской земли, «чтобы «отчина» та не за ними (ярославскими князьями) была». Судя по всему, он и вел переговоры с ярославским князем, вынудив его подписать договор о передаче Ярославля Москве. Александру Федоровичу предлагались отступные. В итоге ярославские князья «простилися со своими «отчинами» навек, подавали их великому князю Ивану Васильевичу, а князь великий против их «отчины» подавал им волости и села». (Через четыре года этот Полуектов, кстати, станет, согласно одной из версий, соучастником отравления жены Ивана III княгини Марии Борисовны, но это уже другая сказка.) 
Основным источником по истории присоединения Ярославского княжества к Московскому является статья 6971 (1462/63) г. Ермолинской летописи. Там идет речь о происходивших начиная с 5 марта 1463 г. исцелениях от гробов основателя второй династии ярославских князей Федора Ростиславича Черного и его детей, а затем изложение переходит к обстоятельствам присоединения Ярославля. Перед нами сатирическая повесть. Летописец весьма скептично оценивает ярославские чудеса, давая им довольно специфическую интерпретацию. В свое время историк Дмитрий Полознев искал и находил тут попытку религиозными средствами отстоять независимость Ярославля. Летописец же просто фиксирует обратный эффект чудесного обретения мощей. Но понятно, что Александр Федорович лишь нехотя уступил свои владения Ивану III (за земли под Москвой), а сам к размену владениями совсем не стремился. Не упоминаемым, но подразумеваемым отрицательным героем является московский великий князь Иван III, по чьей воле в Ярославле начали происходить странные события. 
Итак, Ермолинская летопись: «В лето 971. Во граде Ярославли, при князи Александре Феодоровиче Ярославьском, у святого Спаса в монастыри во общине авися чюдотворец, князь велики Феодор Ростиславичь Смоленский, и з детми, со князем Костянтином и з Давидом, и почало от их гроба прощати множество людей безчислено. Сии бо чюдотворци явишася не на добро всем князем Ярославским: простилися со всеми своими отчинами навек, подавали их великому князю Ивану Васильевичю, а князь велики против их отчины подавал им волости и села. А из старины печаловался о них князю великому старому Алекси Полуектовичь, дьяк великого князя, чтобы отчина та не за ними была. А после того в том же граде Ярославли явися новый чюдотворец, Иоанн Агафонович, сущей созиратай Ярославьской земли: у кого село добро, ин отнял, а у кого деревня добра, ин отнял да отписал на великого князя ю, а кто будет сам добр, боарин или сын боярьской, ин его самого записал; а иных его чюдес множество не мощно исписати ни исчести, понеже бо во плоти суще цьяшос». 
(Перевод: «В год 971 (1463). В городе Ярославле, при князе Александре Федоровиче Ярославском, у святого Спаса в монастыре у братии явился чудотворец, князь великий Федор Ростиславич Смоленский, погребенный с детьми — с князем Константином и с Давыдом, и совершилось у их гроба прощение множества людей — исцелялись без числа. Всем же князьям ярославским эти чудотворцы явились не на пользу: распрощались те со всеми своими владеньями навеки, отдавали их великому князю Ивану Васильевичу, а князь великий взамен их владений дал им другие волости и села; и изначала хлопотал о владеньях тех перед князем великим прежним Алексей Полуектович, дьяк великого князя, чтобы владенья те никак не вернулись им обратно. А после того объявился в том же граде Ярославле новый чудотворец, Иван Агафонович, сущий соглядатай Ярославской земли: у кого село доброе — то и отнял, а у кого деревня хорошая — тоже отнял да отписал на великого князя ее, а кто будет и сам хорош, боярин иль сын боярский, тут и его самого записал; а прочих его чудес великое множество невозможно ни написать, ни исчесть, потому что во плоти он есть цьяшос (то есть дьявол – зашифровано по способу простой литореи)».) 
Это уникальное для русского летописания рассуждение. Необычность статье придает игра слов: чудо – «прощение» болеющих от болезней сравнивается с прощанием князей со своими вотчинами, а рядом с святыми князьями-чудотворцами упоминается некий персонаж, чьи «чудеса» заставляют летописца назвать его дьяволом; да и сами святые князья-чудотворцы «явились», оказывается, не к добру для своих потомков. 
ПОСЛЕДСТВИЯ
В итоге в Ярославле было введено внешнее управление. Появился московский наместник боярин Иван Васильевич Оболенский-Стрига, который решал вместе с князем (а скорее всего за него) все вопросы. Фактически княжество потеряло самостоятельность именно в 1463 г. 
Александр Фёдорович номинально оставался князем ярославским и проживал в городе, ему было оставлено право чеканки собственной монеты. Но со смертью Александра Федоровича в 1471 г. двоевластию пришел конец, и Ярославское великое княжество как политически независимое государственное образование было ликвидировано, став одним из уездов московского государства. 
Смысл мероприятий, проведенных Иоанном Агафоновичем в Ярославской земле, в историографии объяснялся так. По распоряжению Ивана III Иоанн Агафонович переманивал местных крестьян от их владельцев на великокняжеские земли, не считаясь ни с интересами местных собственников, ни с традицией, ограничивающей время перехода крестьян одним сроком в году - только в Юрьев день. А.Е. Пресняков замечал, что «круто берется московская власть за подчинение своим потребностям землевладения и личных сил годного в службу населения». Л.В. Черепнин определял деятельность нашего героя как отписку вотчин у местных землевладельцев «в целях подрыва их политической мощи». По мнению Ю.Г. Алексеева задачей этой деятельности было верстание местных служилых людей на великокняжескую службу и конфискация земельных владений у тех из них, кто к таковой службе был непригоден. …Ярославские князья превратились из суверенных удельных правителей в бояр и воевод великого князя Московского. Из ярославской знати, как полагают, был сверстан ярославский отряд в ту рать, с которой Оболенский-Стрига в 1467 г. отправился по приказу Ивана III в поход на Казань, оказавшийся неудачным. Вероятно, отряд этот сильно поредел по итогу похода. 
Кстати, здесь есть особая интрига. Историки разошлись во мнениях, кто таков был этот упоминаемый в летописи Иоанн Агафонович. Традиционная точка зрения А.Е. Преснякова предполагает тут некую шифровку: Ермолинская летопись называет чудотворцем Иоанном Агафоновичем никого другого как Стригу-Оболенского. Пишут так: летописец хорошо знал среду, которую описал, он побаивался мести и зашифровал имя главного «созирателя (соглядатая, сборщика) Ярославской земли»… А новейшая версия предлагает считать внешним управляющим бывшего Ярославского княжества одного из псковских посадников, полного тезку нашего героя, также Ивана Агафоновича. Это промосковский псковский администратор. Его биография зафиксирована псковской летописной традицией, а вот между 1464 и 1470 гг. в его псковской истории есть пропуск... 
Так, довольно бесславно, закончило свое независимое существование Ярославское княжество. Единственным сыном и наследником последнего ярославского великого князя был Даниил Александрович, прозванный в Москве Пеньком (Пенко). Он удачно вписался в московскую элиту. В 1493-1495 гг. был первым наместником в Новгороде. В 1493-1495 - наместник Москвы в Ярославле (из суверена стал назначенцем-чиновником). После длительной службы Москве Даниил Пенек в 1500 г. стал боярином Ивана III и вскоре умер. У него было трое его детей и один внук, на котором род князей Пеньковых и пресекся. 
550 лет с Москвой. Как потомки Федора Черного не без участия дьявола стали князьями Пеньковыми http://t.co/mbuVhJQmX5

19.11
Парадоксы славы
Вы думаете, какое четверостишие у Маяковского - самое популярное в рунете и проходит по классу несомненной житейской мудрости? 
А вот какое: 

Жену свою я не хаю,
И никогда не брошу её.
Это со мной она стала плохая,
Взял-то ее я хорошую.

И принадлежит оно питерскому поэту-"тунеядцу" Олегу Григорьеву, потомку обериутов, который, впрочем, как и Маяк, женат никогда не был. 

**
Иосиф Кобзон: «Молодёжи нужна востребованность!» 
businessofrussia.com
Кобзон одобряет расстрелы и хочет оставить своим внукам хорошую страну. Если учесть, что большинство его внуков (5 из 7) - граждане Австралии (по отцу), то это ему оказалось вполне по силам. 

**
Как-то даже странно узнать, что у судьи (?) Никишиной есть родственники. Дочь, например. Красивая девочка. Живет В контакте, зовет себя... Анна Фемида (!). Считает себя современной девушкой, вовсе лишена комплексов. Записалась в группу "Кодекс чести". Мечтает о любви: "Возможно, это банально, но я всегда мечтала однажды посмотреть утром в окно, а там на весь асфальт "Я тебя люблю" с моим именем".

20.11
http://sovietart.net/gal4/1_1_s21-1.htm
С. Григорьев. Обсуждение двойки. 1950
Инквизиционный процесс в уныло-неуютном публичном пространстве. Люди без внутреннего мира. Полная открытость социуму, контролируемая абсолютной инстанцией (молодой Ульянов на стене, в Казанском, что ли, универе; тома его же сочинений, вероятней всего, памятного мутно-красного цвета, на верхней полке книжного шкафа). Предмет обсуждения несоразмерен количеству человекочасов, которое потрачено участниками действа на публичную выволочку. Но это нужные часы, употребленные на то, чтобы прояснить природу дефекта у товарища, пока оно не усугубилось, сделать его прозрачным для общества... Алое полотнище флага положено на стол, став скатертью, и в сочетании с неуместным кубком, напоминает о тайной вечере и евхаристической чаше. Однако композиция нетрадиционно перевернута. Двоечник странным образом занимает место Христа (молчащего). А выпытывающий происхождение двойки главный активист на первом плане - скорей на месте Иуды (или Пилата?). Три женщины за столом создают мягкую прослойку, как будто предотвращая слишком жесткое столкновение молодых петухов. Мир труден, но не опасен и не смертелен. Тема жертвы пригашена и лишь едва брезжит. Сталинская жесткость иссякает, утекает из эпохи. 

**
Приглашен на Российское литературное собрание 21 ноября. В блогах спорят - ходить, не ходить... Пойду. Нужны свидетели и очевидцы. Все, что увижу и услышу, честно опишу ) 

21.11
Литературное собрание. Утро. Секция критиков, литературоведов и литжурналистов. Ведут В.Багно и И.Барметова. 
Разговор был довольно дельный и в целом продуктивный. Е.Сидоров: власть не должна руководить писателями, но нужен закон о статусе писателя. В.Ермаков (Орел): у нас уже выстроена система поддержки литераторов, но она заиливается. Полонский (ИМЛИ): нужно финансировать академическое книгоиздание. Я: добиться передач о литературе в прайм-тайм на федеральном ТВ. В.Бондаренко: хорошие критики в простое, нет у них выхода к читателю. К.Кокшенева: нужен фонд поддержки литкритики, фонд экранизации классики. В.Губайловский: создать агрегатор в инете - большую библиотеку с платным доступом. Е.Иванова поддержала про фонд. А.Большакова: нужно просить об учреждении литобщества России и создать орган, контролирующий литпремии. Барметова: никого просить не будем, сами учредимся, и органа для контроля премий не нужно. Л.Кацис: возродить "пушкинскую библиотеку" и систему поддержки журналов, как было у Сороса, запустить жд вагоны-книжные лавки по стране, изменить (или отменить?) систему ваковских публикаций ..... И.Шайтанов: литобщество нужно и господдержка его нужна, но нужно понять, что это будет за механизм. ... С.Есин: все плохо. Е.Вежлян: мы есть последняя инстанция экспертизы и никто нам не указ. М.Щербакова (ИМЛИ): нужно стимулировать привлечение молодых исследователей. С.Чупринин: нужен фонд поддержки литературы за счет государства. А.Рудалев: нужно врываться в сми и доказывать свою нужность. ... ... Сумма: нужен многопрофильный государственный фонд поддержки литературных проектов, а литобщество - ну если при нем. 
Этот результат, однако, на пленаре доложен не был, потому как В.Толстой слова представителю секции не дал. Может, кулуарно, куда-нить уйдет... 

Литературное собрание. Пленарное заседание. У него было смешное обрамление. Сначала на сцену пришли и сели 6 потомков/родственников. И молчат. И стул посредине пустой. Явление Путина предварили гласом с небес. Все встали, но некоторые нет (я, например). ...А в финале, когда Путин ушел, Толстой кричал в зал: останьтесь, еще поговорим о высоком. Но зал быстро встал и вышел вон. Середина же произвела впечатление, что, может быть, что-то будет сделано с преподаванием литературы в школе, но больше не будет сделано ничего. Никаких подарков президент писателям не принес. Ничего всерьез не обещал. разве что анонсировал, что 2015 год будет годом литературы. Постоянно напоминал, что у всего есть коммерческая составляющая. Вводный текст вообще читал по бумажке, запинаясь. Потом разогрелся и предъявил свою обычную гуттаперчевость. Удачно выступали А.Архангельский, Н.Солженицына, С.Волков, И.Волгин, Б.Екимов, своекорыстно Ю.Поляков и О.Новиков, позорно А.Дементьев, В. Ганичев, Б.Олейник, а особенно "потомки" - Достоевский и Лермонтов. Смелее всех - С.Шаргунов, о несоразмерности наказания узникам Болотной. Никаких серьезных обязательств от власти писателям получить не удалось, вопрос о фонде поддержки литературы вообще замылился. Хорошо хоть про собачку не спросили. Итог события какой-то странный, не два-не полтора. Впрочем, Путин пару раз возлагал работу по теме на В. Толстого, который, судя по всему, назначен у нас министром литературы. Вот то, что он представлен в этом качестве, может, и составляет главный итог мероприятия. есть к кому нести теперь писателям свои боли и заботы. 

22.11
О литературном собрании
Его характер был очевидно двойственным. 
С одной стороны, гражданское общество собралось поговорить о проблемах некоммерческого литературного сектора, воспользовавшись предоставленным публичным пространством. Проблем много, и разговор на секциях и в кулуарах получился неплохой, позволяющий увидеть, кто чего стоит и кто что и как думает. Нам в принципе остро не хватает такой дискуссионной публичности. И я уверен, что эта среда всегда возникает и существует помимо замыслов и планов учредителей, как пространство встречи неравнодушных людей. На моей секции тональность была правильная и выводы были сделаны верные, хотя времени явно не хватило и слишком быстро все пришлось свернуть, а близкие практические перспективы изменений никто особенно и не переоценивал. С другой стороны, кто-то пришел на встречу с президентом, чтобы получить от него подарки или сигналы. Подозреваю, что именно такие должны быть разочарованы больше всего. Вообще пленарная встреча напоминала, кто спорит, сеанс черной магии с последующим разоблачением, но не буквально в декорациях Булгакова (хотя некоторые "потомки", да и вытащенные из нафталина испытанные льстецы властям типа Олейника - вполне булгаковские персонажи, а ближе к сцене атмосфера гротеска явно сгущалась). Но азиатское раболепье совсем не выражало настрой и волю собранья. И в зале пленара общество послало власти свои сигналы, они были более чем очевидны (хотя организация и ведение заседания В. Толстым ставят под вопрос его качества организатора эффективных обсуждений, профмодератора). И на пленаре многие выступающие обращались к участникам собрания прежде всего, и я получил, например, картину проблем (о каких-то знал много, о каких-то почти нет). Причем общались люди, которые до того и знать друг друга не знали, а какой-то градус готовности к реальному гражданскому сотрудничеству формировался сходу, что показывает высокую степень готовности нашего окололитературного сообщества к нефиктивной работе. Если и будет создано Литературное общество, то, я подозреваю, масштаб стихийной активности в нем окажется таким, что никому мало не покажется. Я не совсем понимаю, кто бы смог им управлять или тем более манипулировать. Конечно, правильно бы иметь Фонд поддержки литературных проектов (журналы, образование, издательство, статус писателя и пр.) типа Российского научного фонда. Ну, вот реализация этого требования и покажет, готова ли власть реально принимать в расчет литературу как место аккумуляции духовного поиска и опыта. 

23.11
На Евромайдане произошла стычка между протестующими и Беркутом
korrespondent.net
Даже вообразить себе не могу, сколько десятков евробандитов-экстремистов засудят теперь в Киеве за нанесение роковых ссадин славным спецназовцам и забрасывание их лимоном. 

24.11
Закончил текст о Герасиме Лебедеве, раскрыв его масонские связи и взгляды! Кажется, так о нем еще не писали (ан нет – писали, а потому я еще об этом сюжете подумаю. – примечание 2016 г.) 
27-28 ноября в Ярославле (ЯГПУ) состоится лебедевская конференция. 

**
В России пространство победило время. 
Время хорошо живет тут только сменой времен года да в эсхатологическом ракурсе. Рядом с вечностью. Но на почве здешней реальности, в падшем мире, эта близость оборачивается просто актуальной всевременностью: посмодерн рядом с архаикой, Иван Грозный и Стив Джобс иногда в одном сердце. Отсюда впечатление не исторической логики (какой угодно) а заисторического бреда, кружения на одном месте (как Гоголя в одном из рассказов его "Вечеров"). Приходит гений и толкает эту телегу на одно-два поколения куда-то прямо или криво, а потом она снова начинает кривулять от Хакамады к Мизулиной. 

26.11
О рыбинском памятнике Ленину
Ильич по сезону. В пальто, снятом с буржуя

**
Премия "Большая книга", победители
Три романа о пути человека. Можно даже уточнить, русского человека. Русского человека в аду, каким является русская жизнь. Ад этот привычен и некоторым кажется уже почти раем. Но Водолазкин, Беляков и Буйда напоминают о другом. Победил роман о поиске Бога, праведности и даже святости. О том, что движение любви побеждает заслуги и накопления добрых дел… Другой роман (документальный) – о человеке, который только и делал, что ошибался и состоит из несовершенств, а тем не менее может быть принят в сердце не за слова, не за идеи, не за поступки, а целиком. Наконец, третий роман – о том, как в клоаке бытия рождается писатель, вопреки всему, который может быть всем плох, кроме того, что видит этот мир насквозь. 

27.11
Евтушенко потребовал «воскресить» Союз писателей
lenta.ru
Утопист Евтушенко

28.11
Леонид Кузьмин. Иногда фотография из френдленты вызывает желание узнать о том, чего нет даже в инете. Или есть, но требует некоторых усилий в поиске... 
Так и тут. Маяковский и Леонид Кузьмин. Фото, как пишут, 1912 года. Друзья по школе живописи Келина в Тихвинском переулке в Москве. Но Кузьмин в 1911 году уже уехал вольнослушателем в Академию художеств в Петербурге (куда Маяковского не приняли), а Маяковский остался в Москве и принят в училище живописи, ваяния и зодчества. Их встреча не останется без других последствий. У сына давно к тому времени умершего начальника варшавского гарнизона, генерал-майора Л. Кузьмина Леонида Кузьмина есть брат, Георгий, авиатор, он живет со своим другом музыкантом Сергеем Долинским, и оба они, Кузьмин и Долинский, рискнут вложиться в русский футуризм, издав "Пощечину общественному вкусу", "Требник троих" и еще кое-что (на групповом фото футуртусовки - они внизу справа)... 
Следы издателей вскоре затерялись совершенно, а Леонид Кузьмин всплыл в Финляндии. В первую мировую он был военлетом, потом работал в Эрмитаже, а около 1920 года эмигрировал. В 1933 стал одним из основателей Общества русских художников в Финляндии и участвовал в его ежегодных выставках. Был женат на художнице Нине Кузьминой (Волковой). Два их финских фото тоже здесь. В годы второй мировой вместе с сыном, отказавшимся служить в финляндской армии, оказался в заключении. В марте 1945 года стал одним из учредителей Русского культурно-демократического союза и его первым председателем (до 1946). Но в СССР благоразумно не рвался. А вот его сын Леонид (р. 1925) – дизайнер, ювелир и гравер - в 1955 году вместе с семьей уехал в СССР. Работал в дизайнерских группе Горьковского автомобильного завода, затем более 30 лет – диктор Гостелерадио в Москве. 
Как оказалось, наиболее известен внук Леонида Кузьмина Григорий (р. 1955) – фотограф, лауреат международных конкурсов, хозяин студии "БинАРТ", мастер фотопортрета, у которого любит сниматься наша музыкальная попса, дружит с миром высокой моды. Кузьмин живет на Сивцевом Вражке и известен серией фотографий "Дорога к храму", за которую отмечен церковными отличиями. Здесь его фотопортрет и портрет всем известной звезды в его исполнении. 
Вот так, от футуризма к православию и высокой моде

29.11
Последняя осень империи
kasparov.ru
Последний шанс на сохранение державы — магический обряд с обносом Российской Федерации тысячами олимпийских факелов. Но главный показатель краха русской великодержавной идеи — Евромайдан. 
Симптоматична простодушная идея Кремля еще раз провернуть финт с "блестящей дебютной идеей" — "пактом Молотова-Риббентропа". Удастся ли Путину отложить евроинтеграцию Украины на полгода, год или даже полтора — в масштабах истории фактор ничтожный. Евроинтеграция и независимость от Москвы проявились как основа украинской национальной идеи. И этой идее, которая является гробовщиком российского великодержавия, Москва не может ничего противопоставить, кроме экономического шантажа. 

**
О юродстве. Заметки на полях романа «Лавр» 
primerussia.ru
Водолазкин о юродстве, в связи и без связи с его романом. Видение современного искусства у него карикатурное, обличающее в нем пушкинодомского эстета. Можно поспорить. 
"Меня порой спрашивают, представляют ли собой современные перформансы проявления юродства. Нет, отвечаю я: они лишены духовного смысла, без которого нет юродства. Юродивый буйствует, «бежа славы от человек», в то время как представители арт-богемы от славы не бегут. Как раз наоборот: они изо всех сил к ней стремятся. И насмехаясь над миром днем, ночью его не оплакивают." 

**
Центр Изучения Современности - kroopkin-lebedev-102: К сакральным основаниям локальных... 
modernity-centre.org
Почитал Paul Kroopkin и попробовал составить нечто в этом духе для Ярославля. Получилось не так емко, как я предпочитаю говорить и писать, но все же: 

Ярославская локальная идентичность

Центральное место: главная часть – исторический центр города: Ярославская гора, от волжско-которосльной Стрелки до Спасского монастыря, до площади Волкова и до Красной площади (Земляной город). Места следующего уровня по значимости: улица Свободы, проспект Октября и Советская улица от Красной площади к шинному заводу, Большая Октябрьская улица и набережная Которосли, храмовые средоточья Закоторослья. Особо - Толгский монастырь. 
Представления о локальной географии: Ярославль – это главный город на Верхней Волге, перекресток контактов и столица Золотого кольца древних русских городов, место встречи всех со всеми, Киева, Москвы и Питера однозначно. Ярославская земля – средоточие старорусских традиций, ассоциация земель - сплав старых княжеских центров (Ростов Великий, Углич, Романов-Борисоглебск, Переславль-Залесский, Молога/Рыбинск), извечная точка схода торговых путей. 
Сакральные символы, ценности локальной идентичности: Ярославские храмы и иконы, мощи святых; Волга, первый русский театр. Мы – ярославцы, любим наш город. Есть в нас энергетика и гибкость, тому выражение - и старые купечество, и артисты и художники, и советские организаторы производств. 
Мифы самостояния / гордости собой формируется вокруг символов первого ряда: ярославско-нижегородское ополчение; торговый и культурный расцвет XVII века. Также имеют значение Ярославское восстание 1918 года и Ярославский Народный фронт конца 1980-х гг. Есть в местных культурно-исторических святцах также ярославское купечество, основатель театра Федор Волков, поэт Николай Некрасов и первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. 
Ритуалы воспроизводства культурной идентичности: выход в центр города, прогулка по набережной, посещение театра, музеев, гуляния на день города. Есть также выезды на дачи / охоту / рыбалку – с последующим обсуждением в сетях, а также участие в местных интернет-сообществах и местных общественных организациях. 
Пантеон героев: старые – Федор Черный, Федор Волков, Иван Дмитревский, Алексей Мельгунов, индолог Герасим Лебедев, Николай Некрасов, святители Тихон Беллавин, Агафангел Преображенский и Иосиф Петровых; советские – Валентина Терешкова, великие актеры Волковского театра 2-й пол. ХХ века. Есть также символическая группа купечества, промышленников. 
Структура сообщества: Ядром являются «лучшие люди города» (понять бы, кто). Далее – обычные ярославцы. Включение «понаехавших» свободное, по принятию знаковых ценностей. 

30.11
Современная Украина вся целиком напоминает мне аксеновский "остров Крым". Включая многочисленных коллаборантов из френдленты, которые из безответной любви к русской идее и к России тщательно собирают свидетельства невыносимой жизни в Европе. Подозреваю, и исход будет аксеновский: крепкие чекистские объятья ) 

1.12
Российские писатели — Евромайдану | Colta.ru
colta.ru
Категорически поддерживаю ) 

**
ЛитКульт — На Архангельщине восстановят дом, где отбывал ссылку Бродский
litcult.ru
Что дали Бродскому полтора года в северной деревне? Не очень много. Архангельская деревня 60-х - это довольно уже унылое место, где традиционный строй жизни давно разрушен, мужчины наполовину выкошены войной (а молодые разъехались) и память о прошлом хранят только немолодые солдатские вдовы. Крепкие же хозяйства - обычно несколько семей - погоды не делали... Уже тогда было ощущение иссякания интенсивной когда-то жизни, оскудения великой русской реки. 
("Архангельщина" - это, конечно, круто. Так не говорят. 

2.12
Движение «Божья Воля» собирает подписи за отставку Олега Табакова - Отдельный Дивизион
odivizion.ru
Квазиправославный фундаментализм крепчает
Нужна ли в искусстве цензура, хотя бы православная? Конечно, к религиозным символам нужно относиться ответственно, но разве невозможна сатира на духовенство? Или уже невозможна, поскольку как таковая не на шутку оскорбляет чувства безотносительно к качествам священника? 
Вообще, как и когда можно вырывать из ткани произведения искусства отдельный эпизод и на основе его произвольной трактовки устраивать вокруг шутовской балаган на квазирелигиозной подкладке? Кто уполномочил известного священника обвинять руководителя театра в глумлении над русским народом - и при каких обстоятельствах это вообще не выглядит демагогично? Этот самый священник при советской власти сидел себе смирно в курчатовском институте, изобретал атомную бомбу и не оскорблялся совершенно ничем. И вдруг на старости лет его начал возмущать МХТ. Что за притча? 

3.12
Юрий Белановский: Вернуть идеологию — всё равно, что труп посадить на трон
aif.ru
Идеология в 21 веке - это дремучая архаика, которую насадить и реализовать невозможно, но распилить под это дело хорошие бюджеты прикормышам-политтехнологам очень можно. Логика 21 века - это логика стилей жизни, гибких, пластичных и неуправляемых извне. 

4.12
Брат Кадырова устроил драку в Госдуме
kp.ru
Подрались бояре. Все же стремительно влеком наш истеблишмент в сторону сорокинских "Дня опричника" и "Сахарного Кремля". Дикие ордыномосковские нравы. 

**
Мультфильм "Еще раз" студии мастерской Александра Петрова
figgery.com.ua
У Петрова новые ценители. 
Прелесть бытия с намеком на его ужас. Стремительный хаос. Ностальгический бред и сюр кромешный. 

**
Ветеран - самое эффективное оружие демагога. Всегда найдется пара выживших из ума заслуженных стариканов, чтобы с пеной у рта отстоять любое мракобесие. Вспоминаю одного такого патетического еврея-коммуниста в 90-е годы в Ярославле, который готов был костьми лечь за революцию и за убиенных товарищей Нахимсона и Закгейма, уличая всех, кто против, в антисемитизме и солидаризируясь ради этого с тогдашними сталинистами ) 

5.12
The Amazing Thing Pope Francis Does At Night
huffingtonpost.com
Религиозный акционизм. Папа Франциск по ночам сбегает из Ватикана, переодетый простым священником, чтобы побыть с бездомными. Патриарх Филарет в Киеве ночью дает кровь и пищу майданщикам. Патриарх Кирилл по ночам скорее всего молится. 

7.12
Крымский бизнесмен, потерявший ноги, нашел в себе силы приехать на "евромайдан" | Подробности-ТВ... 
podrobnosti.ua
Легитимация тела - 2. В пандан к предпоследнему моему посту. Там, в Европе, эстетизация личного тела. Здесь - героизация бытового увечья... Как бы дело ни пошло дальше, но вот это уже случилось у них, и этого не переменить. Вот так, жизнью, и пишется эпос. 

8.12
Экспертный клуб
imenno.ru
Выводы у политологов какие-то очевидные. И тем грустнее. Ярославль и область, стеченьем странных обстоятельств сделав внезапную заявку на значительное место в социальных процессах российской современности, резко ушли в никому не интересную и в придачу опозоренную глухомань. Если современная Россия сделалась мировой провинцией (уже и МГУ не стыдно числиться одним из лучших университетов РАЗВИВАЮЩИХСЯ стран), то Ярославль рискует стать провинцией этой провинции, бесперспективной окраиной Подмосковья. Возможен ли достойный уровень региональной культуры в ситуации вплотную придвинувшегося социально-экономического коллапса? В принципе нет ничего невозможного, но пока что и культурная политика в области совсем не направлена на поддержку перспективных трендов. Или я чего-то не замечаю? 

**
Сегодня вспомнился Назым Хикмет: 

Он был из камня, из бронзы, из гипса, из папье-маше
от двух сантиметров до метров семи. 
Из камня, из бронзы, из гипса, из папье-маше
под его сапогами мы были на всех городских площадях, 
Его тень из камня, из бронзы, из гипса, из папье-маше
была в наших парках выше деревьев, 
Из камня, из бронзы, из гипса, из папье-маше
его усы в нашем супе торчали в столовых. 
Под взглядом его из камня, из бронзы, из гипса, из папье-маше
жили мы в наших квартирах. 
Однажды утром исчезли
Его сапоги с площадей, 
Его тень над деревьями, 
Его усы из нашего супа, 
Его глаза из наших квартир. 
И тысячетонная тяжесть из камня, из бронзы, из гипса, из папье-маше
Свалилась с нашей груди. 

988-2013. от низвержения Перуна до низвержения Ленина. 

9.12
Нечто о природе авторитарной власти в стагнирующих потребительских по духу обществах. Впрочем, даже и не только власти. 
Нужно, чтоб кто-то рискнул. Но рисковать никто не хочет, поскольку последствия даже тактических операций непредсказуемы (или нужно иметь очень большую цепкость, чтоб тебя не сорвало и не унесло), а о стратегии в современном мире и говорить не приходится, ее нет ни у кого. 

11.12
ИЯЛИ КарНЦ РАН. Публикации
illhportal.krc.karelia.ru
Поморский говор. Два словаря
Иван Дуров, Словарь живого поморского языка (автор расстрелян в 1937 в Сандармохе). 
Иван Мосеев, Поморьска говоря (автор обвинен в разжигании розни и осужден): http://www.fyodors.ru/pdf/dictionary.pdf

**
МИКРОБ БЕСПАМЯТСТВА | 12
12online.ru
Если судить по посту П.Б., русские Украины - какие-то капитулянты. Они не понимают своей миссии. У них болит отсутствующая нога, которая представляет собой чистый фантазм, в придачу внятно невыразимый никак. Отсюда способность огорчаться мнениями Виктора Ерофеева. 
Историческая фальшь ситуации в том, что русские Украины могли бы взять на себя миссию локомотива духовного, культурного обновления нации, авангарда русского прорыва в 21 век. Это могло бы даже получиться. Но увы. А взамен мы видим мечтательное влечение к несуществующей эмпирически идеальной России, нет? 

15.12
Забужко на Евромайдане: Украина должна быть или европейская или никакая
censor.net.ua
Оксана Забужко: "Украина должна быть или европейская или никакая". Россия должна быть европейская или никакая. Впрочем, долженствование тут избыточно, это реальность. 

**
По поводу заметки Н. Громовой
Это точно, есть метафизическая география. Киев, никогда не претендовавший на роль "Третьего Рима", реально не только пространственно, но и по духу, по ауре ближе к первым двум. 
Роль исторической периферии для него случайная и преходящая. И она, возможно, кончается и меняется на роль главного узла, стягивающего пространство на Русской равнине. 

**
Территория воли
snob.ru
"Майдан — это Сечь. Та самая Запорожская Сечь, о которой мы все читали у Гоголя".
Кто б сомневался. Я - как по происхождению на четверть правобережный казак - ни разу не сомневался ) 

16.12
Водолазкин и Волос
Один факт - симптом, два факта - тенденция. Победа в премиальных марафонах 2013 года двух романов о махровом средневековье - не есть ли добросовестный диагноз состояния общества? 
Дремучее, восточное, ордынское междувечье. 

20.12
Будущее застигнет нас врасплох, и никого не пожалеет. 

**
Политика в России свернулась в личную жизнь, причем в вопиюще интимном выражении (как редко в монархии, где все же до поры-до времени соблюдались некие приличия, а когда в 18 веке во Франции они перестали соблюдаться применительно к последним Людовикам и их личной жизни, то и монархия пошла прахом). 
Обсуждают две причины происходящему. 
Первая: тиран скоро женится. 
Вторая: тиран купил себе другую страну (а может, примерил и траченую молью константинопольскую мантию евразийского императора). 
Хм. 

23.12
Настоящая, исконная Русь - это, конечно, Новгород и Киев, это утраченная вечевая традиция, обернувшаяся бродяжьей Россией в поисках своего Беловодья на ускользающем горизонте, - а не проордыненная, деспотическая Москва. 

25.12
Даже если оскал ненависти притуманился и временно, все ж в рождественские кануны случилось то, что позволяет торжествововать и нашему незадачливому экс-презику с его младенчески простодушным "свобода лучше чем несвобода". Свободы прибавилось, несвободы убавилось. К нам из лагерного небытия вернулись люди невероятного драйва, и я не разделяю скептицизма маловеров, которые ничего от этого не ждут. 
Геронтократический, склеротичный, бесконечно анахронистичный, феодально-ордынский режим дал трещину, и эта трещина уже не зарастет, она открывает дорогу не только прекрасной и ужасной русской метели ("пурга, барин!"), а вообще всему на свете. Держим про запас заячий тулупчик ) 

26.12
Майдан — это вселенская борьба сельского и городского миров - Выдрин : 
polemika.com.ua
Антитеза городского-сельского, о которой размышляет провинциальный философ, важна для индустриального общества, которое сегодня само по себе атавизм. В постиндустриале (постмодерне) смысла эта антитеза не имеет. 
Майдан - во все его пестром разнообразии - это как раз постмодерного типа протест (Оккупай) против пережитков индустриализма с его стандартизацией, унификацией и дисциплиной, которые на стадии угасания выродились в мафиозную спайку. 
Постмодерн это ломка самой идеи стадиальности. Это все во всем. Открытые во все стороны пространства свободного опыта. Объективно говоря, никакого до-постмодерна в обществах, хоть чуть тронутых современностью, уже нет. Эта инфекция всепобеждающа. Хотя, конечно, и оборачивается мобилизацией санитаров, пытающихся ей противостоять. Но санитары инфицированы сами. Прочитал сегодня интервью с представителями антимайданной духовной элиты Севастополя, вернувшимися из Киева: какой замечательный выброс постмодерной софистики! 

31.12.13
Первый вечер на Евромайдане. Завораживающее зрелище брожения жизненных сил. Майдан пахнет дымом. Здесь живут. Топят печи. Поют. Устало и строоо смотрят мимо тебя. Позируют и шутят. Отсюда передовые отряды партизан совершают вылазки к резиденции президента в Липки. Дымы, палатки. Баррикады. Лозунги, жесткие и веселые. Две сцены. Сменяют друг друга ораторы и певцы. При мне режиссер из России Андрей Черных говорил о сострадании и поддержке родным и близким погибших в Волгограде. Это мир, который глубоко врос в почву, сквозь асфальт. Города и села Украины. Кряжистые, крепкие, бесконечно цельные люди. Городские киевские метросексуалы теряются в этой среде. Майдан это работа, которую делают честно и добросовестно. 
На Майдане нет агрессии. О любви к народу России вспоминают снова и снова. Хотя это не тема о России. Это тема о такой стране, Украине.

**
Киево-Печерская лавра, 31.12.2013. Туман. Изморозь. Бесснежье на исходе года.



Другие статьи автора: Eрмолин Eвгений

Архив журнала
№1, 2017№2, 2015№1, 2015№1, 2016№1, 2013№152, 2013№151, 2012№150, 2011№149, 2011№148, 2011№147, 2011№146, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба