ИНТЕЛРОС > Т.2, №2, 2013 > Новое платье королевы: женская мода, эмансипация и пространственная свобода Алиса Толстокорова
|
Алиса Валериевна Толстокорова
В статье рассматриваются изменения в философии пространственного поведения украинских женщин на рубеже XIX-XX веков во взаимосвязи с гендерной демократизацией женской моды. Предлагается аналитический концепт «пространственной эмансипации женщин» – расширение социально-пространственного контекста габитуса женщин в процессе их исторического перемещения из приватной сферы в публичную в период индустриальной революции с целью достижения пространственной свободы и завоевания права на автономную географическую мобильность. Показано, как изменения в стиле одежды и моде индицируют легитимацию эмансипированной женщины в публичном пространства вместе с изменением её телесного образа и освоением новых видов общественной деятельности.
Введение: гендер, мода и пространство «Как же узнать, кто Адам, а кто Ева, если они не одеты?» – этой фразой начинается книга Елены Ярской-Смирновой [Ярская-Смирнова 2001: 4], предваряемая приведённым выше эпиграфом. В ней исследовательница рассматривает категорию «гендер» как «символическую одежду» пола, его «социально-культурный костюм», который – как и «настоящая одежда» – меняется со временем и должен следовать моде, духу эпохи и требованиям окружения. Однако в реальной жизни сам гендер, при всей его символической природе, облачается в «настоящую одежду», следующую веяниям моды. Как указывает Ж. Липовецкий, своё место в «эстети- ческой иерархии гендеров» как один, так и другой гендер занимают в соответствии с их внешним видом, и здесь женщины имеют сегодня явное преимущество Вернуться назад |