ИНТЕЛРОС > №3, 2017 > Православные праздники в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи

Наталья Прияткина
Православные праздники в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи


15 октября 2017

В статье рассматриваются возможности православных праздников как действенного средства духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

 

Прияткина Наталья Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Шуйский филиал Ивановского государственного университета (Шуя).

 

Одной из приоритетных задач современной государственной политики Российской Федерации является задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Подтверждением этому служит принятие Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Образ современного национального воспитательного идеала, который предложен в Концепции – это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [2].

Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание может реализоваться через познавательную деятельность, направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с действительностью, эстетическую деятельность, направленную на закрепление в структуре личности ребенка положительных образов и чувств и практическую деятельность, направленную на воспитание положительного отношения к труду, деятельности ради общего блага, приучение к ответственности за свои дела и поступки.

Важную роль в решении этой задачи играют традиции православной культуры, помогающие молодому поколению обрести нравственный идеал и морально-этические нормы поведения русского человека.

Активное освоение традиций православной культуры наиболее успешно реализуется через православные праздники.

Православные праздники - общецерковные торжества в православии, посвященные особому воспоминанию чередующихся священных событий и чтимых святых. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной Церкви.

Праздник является эффективным средством педагогического воздействия и дает возможность эмоционального познания и освоения окружающего мира и основ нравственности. Православные праздники помогают в восстановлении связи времен и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви. Праздник является одной из самых ярких форм организации досуговой деятельности. Свойство народных праздников радостно преображать все вокруг, помогать людям, ярче переживать и глубже осмысливать события из жизни природы и духовной истории. 

Цикличность календаря из года в год повторяет праздники, что позволяет усваивать материал с младшего возраста, постепенно усложняя и углубляя его. Православные праздники в игровой форме учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в старшей школе.

В основе осуществления деятельности в этом направлении лежит организация социально открытого пространства функционирующего на основе социально-педагогического партнерства, интегративности программ духовно-нравственного развития и воспитания, его социальной значимости.

В рамках реализации проекта «Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа» [2], поддержанного Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» преподавателями и студентами Шуйского филиала Ивановского государственного университета были подготовлены и проведены культурно-просветительские программы для школьников «Праздник Светлой Пасхи», «День семьи, любви и верности», День Наума Грамотника», «Рождественский подарок», посвященные православным праздникам.

Учебная сторона таких мероприятий предполагает знакомство с историей праздника, событиями и обрядами с ним связанными. При этом детская аудитория не должна быть перегруженной информацией: оптимальными формами служат беседы со священником и театрализованные сюжетные постановки, игры-путешествия и др. Дети не только являются слушателями и созерцателями, а оказываются активными участниками нравственного выбора и самостоятельного рассуждения о возможных вариантах поведения в различных жизненных ситуациях [1].

Созданию праздничной атмосферы способствовали красочное оформлением зала, праздничные костюмы, символы праздников.

Значимой для детей любого возраста является игровая деятельность, поэтому использование русских народных игр является обязательным элементом любого праздника. Именно в игровой деятельности заложен огромный воспитательный потенциал: дети учатся коллективному взаимодействию, оказанию поддержки и помощи, у них формируется дух эмпатии и сопереживания.

Особое значение придавалось изготовлению сувениров, отражающих специфику праздника. Детям выдаются деревянные заготовки, кисточки и краски. Ведущий демонстрирует образец и рекомендует, какую цветовую гамму нужно использовать. Выполнение работы осуществляется совместно: педагог проводит роспись на доске или экране, а дети на своих заготовках. Мастер-класс сопровождается рассказом ведущего и народной музыкой. После выполнения работы проводится выставка сувениров-магнитиков. Так на «Праздник светлой Пасхи» дети расписывали пасхальное яйцо, в «День семьи, любви и верности» каждый ребенок изготовил сувенир-магнитик «Ромашка», во время Рождественского праздника дети нарисовали Рождественскую звезду. Выполненные учащимися работы являются продуктом их деятельности, особой эмоциональной окраской праздника и способствуют сохранению в памяти той информации, которая сопровождала мероприятие [3].

Таким образом, православные праздники имеют мощный потенциал в духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а именно в формировании таких качеств личности школьников как доброта, человеколюбие, порядочность, ценность семейных отношений.



ЛИТЕРАТУРА


[1] Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога//Современные исследования социальных проблем: Электронный научный журнал. - 2015. - № 10 (54). - С. 163-169.

[2] Православие – путь к духовной безопасности русского Человека и русского народа / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Л.Д. Мальцева, Т.Д. Джишкариани.- Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2015.- 43с.

[3] Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие/ Под ред. П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. - Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2016.- 83 с. 

© Прияткина Н.Ю., 2017.

Статья поступила в редакцию 10.08.2017.

 


Вернуться назад