ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > Нью-Йоркские зарисовки «Артэкспо 2013» Кирпичёв Ю.В.
|
Кирпичёв Юрий Владимирович,
публицист-фрилансер (Нью-Йорк, США) e-mail: ykirpichoff@gmail.com Аннотация. В жанре культурологического эссе автор делится своими впечатлениями о выставке «Артэкспо 2013», проходившей в экспоцентре на 92-м пирсе Гудзона (Нью-Йорк, США). Рассматривая работы современных художников, автор отмечает, что тенденция снижения внимания публики к выставке связана с увлечением художников (в том числе и российских), живописной «бижутерией» и абстрактными композициями. В этой связи вряд ли можно говорить об упадке художественного вкуса аудитории, живущей в городе, в котором принято воспитывать вкус к живописи с детства.
А все-таки жаль,
Что в Москве больше нету художников… На этой ежегодной выставке мы побывали 23 марта. Раньше она проходила в Джавитц-центре в Вест-Сайде, но аренда там стала дорога для художников, и последние три года выставку проводят на 92 пирсе Гудзона, в помещении бывшего ангара, ставшего экспоцентром. У соседнего пирса под английским флагом стояла небольшая, на 13 тыс. тонн яхта известного олигарха «Эклипс». Она и стала самым примечательным российским штрихом выставки… Как и Александр Новин, актер кино и Театра наций Евгения Миронова. Он приехал в Нью-Йорк по своим кинематографическим делам, но нашел пару дней для знакомства с «Большим Яблоком». И вот он стоит в галерее выставки, не без сомнения вглядываясь в характерные ее экспонаты. Увы, я разделяю его сомнения… ![]() Следует, однако, заметить, что и сами мастера виноваты в своих бедах, и не стоит винить лишь теряющие вкус к прекрасному широкие массы. Нью-йоркские ценители как раз весьма сведущи в живописи и даже избалованы этим искусством, что очевидно, если вспомнить количество здешних музеев, галерей и выставок. Выражение «Нью-Йорк — столица мира», возможно, кому-то покажется преувеличением, но утверждение «Нью-Йорк — культурная столица мира» можно считать истиной, не требующей доказательств. Нравится это или не нравится, но это так! На «Артэкспо 2013» большая часть стендов занята вторичным, подражательным, плакатным, очень условным «искусством» в стиле Энди Уорхола; при этом произведения в основном имеют откровенно ремесленный уровень. И видимо, все дело в этом. Может быть, многим и многим служителям муз не стоило беспокоить и даже раздражать зрителей своим … дадаизмом? Или, скорее, живописной бижутерией, декорациями для оживления стен? В том числе это относится и к авторам абстрактных композиций, на которые также приходилась немалая доля выгруженных на полотно красок. Зато на выставке практически не было того реализма (не знаю, хорошо это или плохо), к которому в свое время привыкли мы, жители бывшего СССР. Его, кондового, и не жаль, но и другого, симпатичного романтического, тоже нет. Что касается работ Алекса Фишгойта, то он создает скрупулезно выверенный, сложный, яркий, сверкающий красками «сюр» в духе Дали, хотя сам мэтр на фоне своих картин выглядит… попроще и победнее! Алекс работает в этом загадочно-замысловатом стиле не потому, что именно таким он видит наш мир (способность видеть его многоплановым и в разных ракурсах украшает творца и делает ему честь), а в чисто коммерческих целях — такие картины лучше продаются (художники должны на что-то жить и покупать краски). Можно сказать, что технически работы Фишгойта безупречны — недаром они напоминают полотна малых голландцев. Каждое произведение требует месяцев работы, но… все они несколько холодны, им свойственна отвлеченность; эти полотна не задевают душевных струн, не приковывают магией искусства, силой завораживающих образов. Впрочем, я говорю лишь о струнах своей души; судя же по тому, что сюрреалистических произведений на выставке много, ценители этого искусства находятся и готовы платить по несколько тысяч, а то и больше долларов за картину. ![]() Харуни — талантливый художник и свободный реалист. Отлично владея техникой, он свободен в выборе стиля, хотя в принципе остается реалистом, доходя до восхитительного натурализма, но редко. Именно жизнь привлекает его, и когда он считает нужным, то покрывает сюжет размытым флером импрессионизма, передавая и подчеркивая впечатление. Если же требуется динамика и выразительность, художник прибегает к экспрессионизму, но не самодовлеюще жесткому. И всегда он романтик. Его работы будят мысли, воспоминания, чувства, они влекут к себе и долго не хотят отпускать… Работы Харуни можно найти и в Сети. ![]() ![]() © Кирпичёв Ю. В., 2013 Статья поступила в редакцию 29 марта 2013 г. Вернуться назад |