ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > «Реанимируя Андерсона»: музей и карта в формировании современных идентичностей Иван Гринько, Анна Шевцова
|
Аннотация. Авторы исходят из концепции Бенедикта Андерсона о музее, карте и переписи населения, как институтах власти. На примерах из современной экспозиционной практики авторы доказывают тезис о том, что музей и карта, как инструментарий политической власти, применимы для идеологической разработке различных типов коллективных идентичностей Бенедикт Андерсен (1973), описывая структуру нациестроительства, выделил в этом сложном процессе «три института власти, которые, хотя и были изобретены еще до середины XIX в., изменили, по мере вступления колонизированных зон в эпоху механического воспроизводства, свою форму и функцию». Этими институтами были перепись населения, карта и музей. Сегодняшний мир продуцирует идентичности в невиданных масштабах, но важно то, что инструментарий, в сравнении с эпохой «больших наций», практически не изменился. По крайней мере, музей и карта, а если быть точнее – их симбиоз – по-прежнему эффективны для формирования идентичностей самого разного порядка.
Причины долговечности и успешности этого симбиоза требуют хотя бы краткого освещения. Карта, при всей своей информативности, довольно абстрактна и ориентирована на пространственное мышление [6], тогда как основа любого музея – материальный объект, придающий карте реальное содержание. Кроме того, карта, даже историческая, в основном работает с пространством, причем не только его демонстрирует или описывает, но и формирует представление о нем в массовом сознании [3; 7]. А музей в большинстве случаев имеет дело со второй главной категорией человеческого бытия – временем. Таким образом, при соединении музея и карты фактически происходит синхронизация времени и пространства, делающая доступным восприятию и первое, и второе. В статье мы рассматриваем ряд кейсов из современной истории, в которых музей и карта, объединенные единой концепцией, подтверждают тезис о том, что инструментарий, обозначенный Андерсоном, стал не просто актуальным, но и применимым к совершенно разным идентичностям. Их число за последние три десятилетия значительно выросло, а формы взаимопроникновения вселяют уверенность в появлении новых сюжетов. Рассмотрим лишь некоторые наиболее очевидные варианты идентичностей: - локальные; - региональные; - надрегиональные; - этнические; - национальные; - постимперские; - религиозные / конфессиональные; - глокальные. ![]() ![]() Иногда городское пространство воссоздают и менее жесткими способами: Музей истории Загреба прямо на полу экспозиции создал карту, реконструировав историю города сразу в нескольких измерениях. Не менее актуальны карты и для создания региональной идентичности. Подтверждение этому можно найти в музеях Сибири. Но, несмотря на географическую близость этих городов и музеев, подходы к формированию идентичности здесь немного расходятся. ![]() В соседнем Сургуте избрали другой путь, выйдя на совершенно иной уровень притязаний. Посетителя местного краеведческого музея встречает карта России, в центре которой с полным основанием расположен именно Сургут, выделенный красным цветом. Таким образом, символически город становится центром не только края, но всей Сибири и даже государства. Подобный символизм может показаться условностью, однако именно Сургут смог провести фестиваль «Мангазейский ход», хотя от древней Мангазеи он находится очень далеко. Однако формирование образа центра Сибири позволило Сургуту и местному музею использовать в своей деятельности общесибирские образы и бренды, на основе которых выстраиваются культурные и коммерческие продукты. ![]() ![]() Это далеко не единственный случай формирования надрегиональных идентичностей: достаточно вспомнить Баренцрегион, включающий в себя северные области Норвегии, Швеции, Финляндии и России, или Новую Ганзу, возникшую в культурном пространстве Балтийского региона, и многие другие. ![]() В Черногории к формированию пространственного образа страны подошли еще более изощренно. В Цетинье в одном из подразделений Национального музея выставлен трехмерный макет Черногории, созданный для военных целей еще в XIX веке, однако остающийся актуальным для формирования пространственного образа страны и в XXI-м. ![]() ![]() Для формирования и поддержания этнической идентичности аналогичные схемы работают не менее успешно. Не случайно центром экспозиции Еврейского музея в Москве стала огромная виртуальная карта, задающая пространство расселения еврейского народа. Сопровождаемая информационными экранами карта показывает историю формирования еврейских диаспор в Европе и Азии. ![]() Нельзя сегодня забывать и религиозной идентичности, формирование которой в музейном пространстве требует особых подходов. Однако и здесь на помощь экспозиционерам может прийти карта и отраженная на ней сакральная (символическая) география [4]. Так, в Музее исламского искусства Бенаки (Афины) расширение уммы и приближение к Всевышнему от века к веку очень тонко показано на картах, расположенных на каждом этаже – чем выше вы поднимаетесь, тем большее пространство на них занимает цвет ислама. Современные турецкие музеи демонстрируют нам пример формирования идентичности, которую условно можно назвать национально-религиозной. Турция в последние годы претендует на роль лидера исламского мира, вкладывая значительные усилия и средства в формирование позитивного образа ислама. ![]() ![]() ![]() Нельзя не сказать и о фантазийных идентичностях, которые хоть и выглядят непривычно, уже стали реальностью [8] – достаточно вспомнить такие этнические идентичности во время последней переписи населения Российской Федерации, как «эльф» или «гоблин». И в данном случае также не обходится без музея и карты. Примером служит выставочный проект, посвященный знаменитой саге «Игры престолов», который прошел в Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро, Белфасте, Мехико. Его экспозиция начинается именно с карты семи королевств, задавая единое пространство для поклонников романа и сериала.
Заметим также, что российским музеям сегодня необходимы не только сложные механизмы построения идентичностей, но и простые внятные карты для посетителей, трехмерные планы экспозиции, системы внутренних маршрутов, таблички и указатели «Вы находитесь здесь», иначе забег по многокилометровым экспозициям оборачивается спортивным ориентированием. При этом карта нужна не только посетителям. Карта самого музея показывает, что он осмысляется его коллективом как единое пространство, связанное едиными целями и ценностями, обладает концепцией и идентичностью. Что еще раз подтверждает актуальность идей Бенедикта Андерсона даже в такой далекой от национализма теме, как музейный менеджмент.
ЛИТЕРАТУРА
© Гринько И.А., Шевцова А.А. 2015.
Материал поступил в редакцию 10.02.2015.
Вернуться назад |