ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > Свод объектов подводного культурного наследия

Александр Окороков
Свод объектов подводного культурного наследия


07 мая 2015

 

 
Аннотация. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева в рамках государственного задания на 2015 г. приступил к подготовке Расширенного списка (Свода) объектов подводного культурного наследия Крыма, побережья Краснодарского края и акватории российской части Азовского моря. Целью работы является создание государственного механизма учета, охраны и использования подводного культурного наследия России.
 

В 2015 году в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева началась работа над созданием Расширенного списка (Свода) объектов подводного культурного наследия Крыма, побережья Краснодарского края и акватории российской части Азовского моря. Свод будет содержать сведения об объектах, выявленных в результате изучения архивных источников и литературы и в ходе проведенных в разные годы подводных историко-археологических экспедиций. Кроме того учитывалась информация дайверских клубов и центров, исторических и поисковых порталов, а также сайтов специализированных государственных служб и организаций.

Объекты подразделяются по типам, видам, государственной принадлежности, хронологическому и территориальному признакам.

Хронологически они разделяются на относящиеся к:
- Античности (VIII в. до н.э. – VI в. н.э.);
- Средневековью (VII в. – XVI в.);
- Новому времени (XVII в. – 1918 г.), с выделением периодов:
     а) Крымская война (1853 – 1856 гг.);
     б) Первая мировая война (1914 – 1916 гг.)
- Новейшему времени (с 1918 г.). Отдельно выделяются периоды:
     а) Гражданская война (1918 – 1920 гг.);
     б) Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

По территориальной принадлежности подразделяются:
А. Черное море:
   - акватории Северо-Западного и Западного побережья Крымского полуострова; 
   - акватория Юго-Западного побережья Крымского полуострова; 
   - акватория Южного побережья Крымского полуострова; 
   - акватория Юго-Восточного побережья Крымского полуострова;
   - акватория Керченского пролива.
Б. Азовское море:
   - акватория Юго-Западного побережья Азовского моря;
   - акватория Восточного побережья Азовского моря.

По видам объекты разделяются на:
   - остатки затопленных (полностью или частично), а также разрушаемых морем древних поселений, 
     городов и отдельных гидротехнических сооружений античного и средневекового периодов;
   - места якорных стоянок судов античного и средневекового периодов;
   - останки лодок, судов, кораблей, военно-воздушной техники и бронетехники 
     от античности
     до новейшего времени;
   - места гибели судов, кораблей, военно-воздушной техники и бронетехники от античности
     до новейшего времени. В том числе, места, где находились останки кораблей, 
     впоследствии поднятые (или частично поднятые) со дна.

Важность, актуальность и масштабность начатой в этом году работы можно проиллюстрировать следующими данными:

В период Крымской войны (1853–1856 гг.), чтобы создать искусственное заграждение для вражеского флота, при входе в Севастопольскую бухту было затоплено: 15 боевых кораблей, 7 фрегатов, 4 корвета, 8 бригов, 4 артиллерийские шхуны, 4 тендера, 2 яхты, 6 пароходофрегатов, 12 пароходов, 4 транспорта, 18 купеческих судов и 11 вспомогательных. На дне Севастопольской бухты оказались: линейный корабль I ранга «Двенадцать Апостолов», 120-ти пушечные корабли «Великий Князь Константин» и «Париж», 84-х пушечные корабли «Силистрия», «Варна», «Уриил», «Гавриил», «Святослав», «Императрица Мария» и другие. Часть из них в последующие годы была поднята, часть при расчистке фарватера взорвана, часть так и осталась лежать на дне [1].

В Керченском проливе, чтобы преградить фарватер неприятельским судам, затопили более 50 судов. В их числе были и казенные, и частные суда, приобретенные у владельцев, и даже одно конфискованное английское. 

В результате Крымской войны Российский флот потерял 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета, 15 пароходофрегатов и множество других, в том числе и торговых, судов.

Значительны были потери и у противоположной стороны – объединенного экспедиционного флота Великобритании.

14 ноября 1854 года на Черном море разразилась сильнейшая буря. Итоги бури для союзного флота были катастрофическими. В этот день объединенный англо-франко-американский экспедиционный флот потерял более 60 кораблей и судов. Среди них: 100-пушечный корабль «Henry-IV», паровой корвет «Pluton», парусно-винтовой фрегат «Prince» и др.

После Крымской войны, в период с 1789 по 1860 гг., на Черном море затонуло 56 различных кораблей и судов. В Азовском море, с 1862 г. по 1875 г., потерпели кораблекрушение 156 судов [2; 5]. С 1873 г. по 1900 г. в различных районах Черного моря погибло не менее 600 кораблей и судов.

Во время Первой мировой войны (1914–1916 гг.) в Черном море погибло более 60 транспортов и свыше 3 000 различных судов и кораблей. В Гражданскую войну (1918 – 1920 гг.) затонуло или было затоплено 35 боевых кораблей; из них 14 в Новороссийской бухте и 11 на Севастопольском внешнем рейде.

И, наконец, самая кровопролитная война XX в. – Великая Отечественная. Она нанесла катастрофический урон не только военным флотам, но и торговому судоходству. 

Только за три года войны в Черном море было потоплено 788 кораблей и судов общим водоизмещением 640 тыс. тонн, в том числе 198 боевых кораблей. Наибольшее количество затонувших судов было в районах Севастополя и Новороссийска. 

Всего же за годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Черноморский флот, по некоторым данным, потерял 1151 единицу боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе: 2 крейсера («Червона Украина» и «Коминтерн», переведенный в класс минных заградителей), 3 лидера («Москва», «Харьков», «Ташкент»), 11 эскадренных миноносцев, 28 подводных лодок, 28 тральщиков, 97 рейдовых и катерных тральщиков, 81 торпедный катер, 84 морских охотника, 168 сторожевых катеров, 11 канонерских лодок, 85 десантных ботов, 48 бронекатеров, 5 минных заградителей, 22 гидрографических судна, 60 шхун, 28 шаланд, 112 сейнеров, 70 катеров, 24 плавмастерских, плавкранов и плавдоков. В воздушных боях над морем были сбиты сотни самолетов.

Германия и ее союзники в войне 1941–1945 гг. потеряли 455 кораблей и судов, из них 238 боевых, 217 транспортов и судов торгового флота [3].

Колоссальны были и людские потери. Вот несколько примеров:

7 ноября 1941 г. в 15 км к югу от Ялты был торпедирован немецким самолетом грузопассажирский пароход «Армения» водоизмещением 5805 тонн, построенный в 1928 г. На его борту находились раненые, работники госпиталя и эвакуированные жители осажденного Севастополя. По некоторым данным, погибло более 5000 человек. Спаслось только 8 человек (по другим данным 82 человека) [6].

В 1941 г. на траверсе мыса Сарыч подорвался на мине грузопассажирский пароход «Ленин» (построен в 1909 г. в Данциге, первое название «Симбирск»), шедший из Севастополя в Ялту. По разным источникам, общее количество погибших колеблется от 650 (официальная цифра) до 2500 человек. Известно только, что спаслось около 600 человек. В начале 2000-х годов останки парохода «Ленин» были найдены на глубине 96 м. В 2003 году с помощью подводного робота были проведены съемки данного объекта [4].

17 апреля 1942 г. в восточной части Черного моря погиб санитарный транспорт «Сванетия» На его борту находились раненые защитники Севастополя. Погибло более 800 человек.

Всего на данный момент известно более чем о двух тысячах затонувших в Черном море судах. Только малая толика из них изучена специалистами, в то время как большая часть корабельных останков только ждет своего часа. И наша первоочередная задача – беречь и изучать эти объекты, ведь каждый из них хранит память о человеческой трагедии.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Гребенщикова Г.А. Постскриптум к Крымской войне: малоизвестные факты из истории Черноморского флота // Гангут. – 2000. – № 24. – С. 83.

[2] Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. – СПБ., 1872.

[3] Иванов В.Б. Черноморское кладбище затонувших кораблей [Электронный ресурс]. – URL: http://ivb.com.ua/publikatsii/31-kladbishe-korabley (дата обращения 12.11.2014).

[4] Комко Е. Трагедия парохода «Ленин» // Нептун XXI век. – 2008. – № 1. – С. 42-51.

[5] Конкевич Л.Г. Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов. – СПб., 1874.

[6] Кочергина И., Королев А. «Армения» найдена уникальным поисковым комплексом // Нептун XXI век. – 2008. – № 6. – С. 88-92.

© А.В.Окороков, 2015.
Иллюстрации предоставлены автором.

Статья поступила в редакцию 26.01.2015.

Окороков Александр Васильевич,
доктор исторических наук, действительный член Академии военных наук,
действительный член Русского географического общества,
первый заместитель директора 
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
е-mail: info@heritage-institute.ru

Вернуться назад