ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Иностранные художницы в России XVIII-XIX вв. Елена Лебедева
|
Аннотация. В статье автор исследует становление и развитие женского художественного образования в России XVIII-XIX веков. Производится анализ творчества иностранных художниц, работавших в Санкт-Петербурге и Москве. Одновременно изучается влияние европейского искусства на художественные процессы в России.
Россия активно включилась в общий процесс развития европейской цивилизации во времена царя-реформатора – Петра I. Именно с этого периода развития страны европейские идеи и ценности стали господствующими в слоях общественной элиты. В некогда закрытую Россию стали прибывать многочисленные иностранные мастера разных искусств. По приглашению Петра в 1716 году из Амстердама прибыл живописец Иоганн Гзель со своей супругой-художницей. Доротея Мария Генриетта Гзель (1678-1743) была ученицей своей матери, немецкой акварелистки Марии Сибиллы Мериан, чьи рисунки «суринамских растений и насекомых» были широко известны в Европе [см. 3, 5, 7]. Гзельша, как стали называть ее в России, явилась первой профессиональной художницей, работавшей в новой Северной столице. Она состояла на службе в Императорской академии наук, при этом получала равное с супругом жалованье (в 1736 году оно составляло 360 рублей в год). Мария Гзель, как и ее мать, писала акварелью цветы и фрукты. Жанр натюрморта в русской живописи не был особенно популярен, но постепенно он стал утверждаться среди других жанров, и в этом процессе существенную роль сыграла именно Мария Гзель. В знаменитых Записках Якоба Штелина об изящных искусствах в России отмечается ее «превосходное» мастерство по части цветов, насекомых и прочих «натуралий», выполненных на бумаге и пергаменте. Художница писала также редких птиц, животных. По заданию Петра I талантливая «малярица» срисовывала чудеса Кунсткамеры, чтобы запечатлеть все так, как есть. В 1723 году Мария Гзель «кунст-камору по класирам водяными красками смалевывает», и ей рекомендуется, чтобы «она во украшение кабинета рачение приложила». Целый ряд картин Марии Гзель вместе с коллекцией оригиналов ее матери были проданы художницей императорскому двору и затем хранились в академической библиотеке и Кунсткамере в Петербурге [4]. На протяжении XVIII века Россия смогла стать крупной европейской державой, среди прочего – и в области искусств. Ведущая роль в становлении и развитии российской системы государственных, специальных и образовательных учреждений в сфере художественной культуры принадлежит Академии художеств, основанной дочерью Петра I императрицей Елизаветой Петровной. Академия, помимо исторических и религиозных тем, культивировала жанр портрета, прежде всего портрета крупных личностей и общественных деятелей, запечатлеваемых в возвышенном и парадном виде. ![]() ![]() По-видимому, яркая личность Элизабет Виже-Лебрен и ее творчество стали существенным толчком для развития в русской аристократической среде интереса к женскому искусству. По стопам матери пошла и дочь художницы Юлия (в замужестве Нигрис; 1783-?), также жившая в России. Известны два портрета императрицы Елизаветы Алексеевны, выполненные этой мастерицей в технике пастели. О них упоминает барон Н.Н.Врангель в своем известном исследовании творчества иностранных художников в России. Один из упомянутых портретов находился во дворце в Гатчине, другой в Царском Селе. Об их нынешней судьбе ничего неизвестно. Разбирая творчество самой Виже-Лебрен, исследователь весьма скептически отзывается о ее художественном умении, впрочем, как и вообще о женщинах-живописцах. Врангель с чисто мужским высокомерием утверждает, будто женщины-живописцы постоянно заняты собой, склонны к подражательности и самолюбованию [4]. В начале XIX века в России работала портретистка Мария Гомион (Gomion). Об этой художнице-иностранке известно очень мало, в частности, то, что она проживала в Санкт-Петербурге в период между 1810 и 1821 годами. Здесь же в 1818 году был устроен аукцион ее работ, которые пользовались большим успехом у российской знати. Пожалуй, наибольшую популярность снискал портрет известной русской актрисы Екатерины Семеновой, он был гравирован мастером П.Александровым. В Санкт-Петербурге, в собрании Государственного Эрмитажа, хранится портрет князя Бориса Куракина работы этой художницы. Портрет выполнен в типичном для этого времени парадном стиле, однако можно отметить, что художница привнесла в классический образ персонажа некоторую романтичность, придав позе князя естественный ракурс, что и сделало портрет более реалистичным [8]. Для женского творчества в России очень важным было появление иностранных мастериц, так как они создали своего рода прецедент, а именно – продемонстрировали возможность женского художественного профессионализма. ![]() В конце 1830-х – начале 1840-х годов у дам появилась возможность получить художественное образование: открылась художественная школа при «Обществе поощрения художников», где и были организованы рисовальные классы для одаренных девочек. Не только девицы из дворянских и купеческих родов, но и мещанки могли получать уроки рисования. Первой пенсионеркой Общества стала Евдокия Михайловна Бакунина. В 1834 году она получила большую серебряную медаль за некий «живописный портрет графа В.В. Мусина-Пушкина-Брюса». Из пожертвований членов ОПХ была выделена сумма, необходимая для поездки в Италию, и в мае 1835 года состоялось решение о предоставлении ей пенсиона. Художник Александр Андреевич Иванов с досадой писал отцу о том, что выделенные ей деньги пропадут впустую [2]. До известной степени его можно понять. Действительно, в истории русского искусства госпожа Бакунина не оставила практически никакого следа. Но мало-помалу женщин-художниц становилось все больше, и среди них появляются заметные и талантливые мастерицы. Екатерина Николаевна Хилкова (1827 — не ранее 1876) оставила после себя замечательную картину «Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих» (1855. ГРМ). Выезжая на Запад, пенсионеры Академии художеств чаще всего направлялись во Францию и Италию, считавшиеся центрами классического искусства. Безусловно, с появлением возможности профессионального обучения женщины-художницы также стали ездить в Европу в качестве пенсионеров, как это было в случае с Бакуниной. ![]() ![]() ![]() ЛИТЕРАТУРА
© Лебедева Е.Г., 2014.
Статья поступила в редакцию 10.11.2014. Лебедева Елена Геннадиевна, Вернуться назад |