ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Конференция «Бестиарный код культуры» (RES et VERBA – 4) Ольга Довгий
|
Аннотация. Материал представляет собой краткий отчет о прошедшей в сентябре 2014 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) Международной научной конференции «Бестиарный код культуры» (RES et VERBA – 4).
26-27 сентября 2014 г. в Российском государственном гуманитарном университете прошла международная научная конференция «Бестиарный код культуры». Это четвертая встреча в рамках программы «RES et VERBA», которую проводит гуманитарный клуб «Intrada» совместно с Институтом филологии и истории РГГУ. В этом году к числу организаторов присоединился Институт мировой литературы им. А.М.Горького (ИМЛИ РАН). Если на трех предыдущих конференциях речь шла в основном о бестиариях разных авторов, то на четвёртой участники занимались собиранием бестиарных ключей, кодов в единую картинку. Иначе говоря, целью встречи было осмысление бестиария как семиотической системы. Тон конференции задавала откровенно хулиганская заставка на экране Профессорской аудитории: картина неизвестного французского художника 18 века «Обезьяна-живописец» из Руанского музея, а на слишком открытой части тела натурщицы ярко-красная надпись: «18+» – как ответ чересчур рьяным блюстителям нравственности. В конференции участвовали 45 учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Новосибирска, Калининграда, Екатеринбурга, Костромы, Нижнего Новгорода, Лондона – среди них как заядлые «бестиарщики» (не пропускающие ни одной встречи), так и вновь присоединившиеся. Как всегда, активны были представители МГУ (филфак и журфак), РГГУ, СПбГУ; большие «десанты» прибыли из ИМЛИ и Высшей школы экономики. За два дня было прослушано 45 докладов; их хронологическая, географическая и тематическая амплитуда могла удовлетворить вкусы самых капризных и искушенных слушателей. Все сообщения были посвящены бестиарным шифрам в различных культурных дискурсах (политическом, религиозном, философском, социологическом, поэтологическом). На этой конференции не было деления на секции: все слушали всех. При составлении программы организаторы старались придерживаться хронологического принципа, но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы – и, как потом оказалось, в этом художественном беспорядке есть глубокий смысл. Открыл парад зверей дельфин. Е.В.Пчелов подробно описал его путь от эпохи античности до Московского царства. А дальше начался настоящий карнавал. Как в калейдоскопе, сменяли друг друга птицы, звери, насекомые на полях рисунков в алхимическом трактате Соломона Трисмозина «Splendor solis» (А.В.Нестеров); бестиарные символы и метафоры в «Вертограде многоцветном» Симеона Полоцкого (А.В.Архангельская); превращения Бегемота и Левиафана в русской литературе XVIII – нач. XIX вв. (В.Л.Коровин); звери святого Антония у Дм.Бобышева и М.Шемякина (Ю.Б.Орлицкий), ломоносовские «безразумные козлята» (Д.П.Ивинский), новый постсоветский оборотень (А.Арендт); животные Кулика и Сорокина (Д.М.Давыдов); тарологическая конюшня Райдера-Уэйта (О.Лемберг) и многое-многое другое. Многое увиделось в новом свете. Крокодиловы слёзы при поедании человека – лицемерие или истинное раскаяние (А.Е.Махов)? Осталась ли химера в прошлом или ее следы можно обнаружить в современных вымыслах (М.Ф.Надъярных)? Зачем мы пользуемся вторичной бестиарной номинацией; что дают характеристики, вроде: «Сей лев – осёл»; «Конь летит орлом» (О.Л.Довгий)? В обличье каких зверей предстают Н.Саркози и Ф.Олланд в глазах СМИ? (О.А.Кулагина)? На этой конференции нет деления на молодых и маститых, в программе отсутствует указание титулов и степеней. Доклад студентов 3-го курса Высшей школы экономики Е.А.Кузьменко, А.О.Максимовой, Э.Г.Мустакимовой о звуках животных в языках мира вызвал не меньший интерес, чем выступление их преподавателей А.С.Выренковой, Б.В.Орехова, Т.И.Резниковой о том, какие семантические сдвиги происходят при перенесении бестиарных глаголов на человека: когда мы говорим, что люди ржут, блеют, хрюкают. Конференция всегда проходит в два дня, независимо от количества докладов. Соблюдение регламента, по убеждению организаторов, – это не оковы, а повод сделать свое сообщение максимально информативным, ярким, запоминающимся. Все, кто хоть раз побывал на бестиарной встрече, отмечают, что это совсем не похоже на строгую научную конференцию; говорят об особой атмосфере, царящей там. Это встреча друзей, интересная игра – хотя вопросы обсуждаются совсем не шуточные; и научный уровень очень высок. Четыре года участники складывали бестиарную картинку мира из самых мелких кусочков, добавляемых историками, философами, филологами, лингвистами, искусствоведами, тарологами. Кони античности, кони в эмблематике, конская метафора в русской поэзии, кони в театре, конские звуки, перенесённые на человека, кони в картах Таро… А в результате – мир в зеркале коня, прочитанный и увиденный совершенно по-новому. И так – с каждым животным. Каждый зверь добавляет свои краски в общую семиотическую систему. «Все говорили про разное, а картинка складывалась единая», - так выразил идею встречи Зюзель Вульф. По общему мнению, этот бестиарий – самый удачный. И, тем не менее, организаторы задумали изменить формат встреч. Почему? А потому что автоматизация, съедающая «вещи, платье, мебель, жену и страх войны» (В.Б.Шкловский), неминуемо должна коснуться и бестиарных конференций. Чтобы остаться, они должны измениться. Пятая встреча будет называться «Пять чувств: Люди и звери». В заключение обзора мы просто приведем полную программу конференции. Пятница 26 сентября
Суббота 27 сентября
© О.Л.Довгий, 2014. Материал поступил в редакцию 06.10.2014.
Вернуться назад |