Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2019
Около сотни мегаполисов по всему миру объединились в сеть, получившую название Инициативной группы городов по климатическим вопросам (C40). Их цель? Обмен опытом в области борьбы с изменением климата и его последствиями и сведение к минимуму выбросов CO2 в атмосферу.
Нильс Боэль и Финн Расмуссен при содействии Хадры Ахмед
Порой жителям Аддис-Абебы кажется, будто они живут на гигантской стройплощадке. Некоторые по этому поводу шутят: «Выйдешь утром по делам, а вернешься – твоя улица перекрыта из-за строительства нового дома». Динамичное развитие эфиопской столицы – настоящего культурного перекрестка и одного из крупнейших городов на континенте – вызвано бурным ростом населения, непрерывно увеличивающегося за счет бегущих от нестабильности и безработицы жителей бедных провинций. При сохранении текущих тенденций численность населения города может удвоиться уже через 30 лет.
По аналогии с азиатскими «экономическими тиграми» некоторые экономисты называют Эфиопию «африканским львом». Однако столь поразительное развитие экономики и сопровождающий его демографический рост обходятся городу дорогой ценой.
Хотя сама Эфиопия выбрасывает в атмосферу относительно мало углекислого газа, она крайне уязвима перед лицом изменения климата. Нарушение режима выпадения осадков и растущие температуры привели к тому, что в последнее время засухи и дефицит продовольствия стали здесь обычным явлением. Проблемы, связанные с изменением климата, усугубляются в результате стремительного разрастания городов и строительства фабрик зарубежных компаний, таких как Calvin Klein и H&M, которые стремятся сэкономить на дешевой рабочей силе – зарплаты в Эфиопии принадлежат к самым низким в мире.
В мае 2018 года Аддис-Абеба вместе с семью другими африканскими мегаполисами обязалась сократить свои выбросы CO2. Выполнение этой задачи требует от столицы коренных изменений в сферах транспорта, производства электроэнергии и обращения с отходами.
Тем временем граждане Эфиопии продолжают жаловаться на неэффективность мер по борьбе с загрязнением и пробками: «Экологическая обстановка ухудшается, и заболеваемость населения только растет», – сетует 30-летняя Биниам Гетане, одна из 3,5 млн жителей столицы.
В стремлении улучшить положение дел Аддис-Абеба присоединилась к Инициативной группе городов по климатическим вопросам (C40). Члены этой сети, созданной в 2005 году, прилагают совместные усилия по сокращению выбросов парниковых газов. В городах C40 проживает в общей сложности более 700 млн человек, а на их долю приходится 25 % мирового ВВП.
По мнению экономиста из Малави и директора африканского подразделения C40 Хейстингса Чикоко, у городов есть все, чтобы стать лидерами в разработке инновационно-технологических решений проблем, обусловленных изменением климата: «Города, где обычно сосредоточены предприятия частного сектора и научно-исследовательские учреждения, находятся в идеальном положении, чтобы способствовать появлению инноваций. Они могут на собственном примере показать национальным властям, что действенные меры по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий существуют и могут успешно внедряться на территории всей страны».
В подтверждение своих слов Чикоко, обладающий богатым опытом работы в этой области, приводит пример Аккры (Гана) и Тсване (Южная Африка). В этих городах были с успехом реализованы проекты в транспортной сфере, позволившие не только сократить пробки на дорогах, но и значительно снизить выбросы углекислого газа.
Признавая проблемы, с которыми сталкиваются многие крупные города и, в частности, столицы наименее благополучных стран, он не теряет оптимизма, подчеркивая, что ряд городов намерен не только выполнить положения Парижского соглашения по климату, но и достичь более высоких результатов.
Города сети C40 всячески содействуют продвижению местных проектов в области борьбы с изменением климата на уровне всей страны. В частности, они помогают представителям муниципалитетов войти в состав правительственных групп, участвующих в деятельности международных платформ. «Когда это возможно, – отмечает Чикоко, – мы добиваемся включения мэров C40 в делегации, с тем чтобы дать им возможность распространять передовой опыт своих городов и участвовать в принятии решений».
Еще одна задача Инициативной группы – расширять возможности городских властей в плане использования альтернативных источников финансирования. Это особенно актуально с учетом того, что муниципалитеты часто испытывают нехватку бюджетных средств и не могут выделить деньги на меры по борьбе с изменением климата.
«В ходе Парижского саммита по климату мы представили публике свой механизм финансирования. Мы выявляем перспективные проекты и помогаем городам определить стоящие перед ними задачи и превратить их в конкретные проекты, потенциально способные получить финансовую помощь от Всемирного банка, например».
Другое важное направление деятельности сети C40 – передача технологий. «Некоторые решения – к примеру, экологически чистые автобусы, рациональное использование водных ресурсов и пр. – в большой степени зависят от инновационных возможностей городов. А это как раз та область, где африканские города отстают. Интерес для нас также представляет выявление городов, добившихся в той или иной области – например, в очистных технологиях – высоких результатов. Мы можем способствовать передаче их знаний и наработок в другие населенные пункты, в частности в Африке».
Зачастую эффективному реагированию на изменение климата в городах препятствует отсутствие надлежащего планирования. В этом отношении задачей Группы является предоставление городам единых критериев и инструментов оценки, позволяющих оценивать результаты своей работы и сравнивать их с контрольными показателями.
Так, при поддержке C40 мэр Аккры Мохаммед Аджей Сова смог собрать достоверные данные и принять на их основе собственный план обращения с отходами – немаловажный шаг, учитывая, что образование отходов играет все большую роль в выбросах CO2.
«В настоящее время он в сотрудничестве с частным сектором работает над созданием оптимальной системы сбора мусора, – поясняет Чикоко. – Сначала необходимо запретить несанкционированный выброс мусора, а затем внедрить эффективную систему сбора и утилизации отходов и обеспечить соблюдение правил горожанами. Примеру Аккры могут последовать и другие африканские города».
Одним из главных источников CO2 является транспорт, доля которого в мировых выбросах парниковых газов растет с наибольшей скоростью.
Городской округ Тсване, образованный в 2000 году в результате объединения 13 городов, включая административную столицу Южной Африки Преторию, входит в сеть C40 по общественному транспорту, созданную специально для городов-новаторов в этой области.
«Администрация Тсване, на территории которого проживает более 3 млн человек, приняла меры по совершенствованию сети городского транспорта в стремлении повысить ее удобство и тем самым побудить автовладельцев чаще пользоваться общественными транспортными средствами. В частности, на дорогах были выделены специальные полосы для автобусов. Кстати, в Тсване в качестве топлива для них используется исключительно природный газ.
Полезный опыт Тсване, Аккры, Чикаго и других городов сети C40, полученный в сфере городского транспорта, обращения с отходами и т. д., может пригодиться и такому густонаселенному и перегруженному городу, как Аддис-Абеба. Приступая к работе над своей собственной сетью скоростных автобусов, власти этого города направили в Тсване делегацию для ознакомления с его опытом.
Совершенствование системы общественного транспорта в Аддис-Абебе – лишь одно из направлений Эфиопской стратегии перехода к «зеленой» экономике, представленной в 2011 году. По словам Хейстингса Чикоко, в настоящее время правительство Эфиопии занимается пересмотром своей экологической политики: «Новая политика включит меры по укреплению устойчивости городов к изменению климата и по сведению к минимуму выбросов парниковых газов без ущерба для городского развития».
«Главное назначение группы C40, – подытоживает Чикоко, – в том, чтобы объединить города, ищущие пути сокращения своих выбросов CO2, и помочь им в этом деле, позволяя учиться на опыте других».