ИНТЕЛРОС > №4, 2018 > Индусская концепция свобод человека

Ш. В. Пунтамбекар
Индусская концепция свобод человека


31 октября 2018

 

cou_04_18_puntambekar_web_01.jpg

Работа из серии «Индии посвящается» греческого фотографа Джанниса Папакиноса.

Индийский политолог Ш. В. Пунтамбекар, критикуя упор Запада на рациональность и науку, сопровождающий появление европейской доктрины прав человека, считает, что «нам нужно будет отказаться от некоторых предубеждений материалистической науки и ограниченной рациональности, которые делают человека слишком приземленным, и предложить человечеству более высокие ценности и установки». Духовная природа человека стала главной темой его эссе The Hindu Concept of Human Rights («Индусская идейная концепция прав человека»), которое он отправил ЮНЕСКО в мае 1947 года в рамках опроса, посвященного философским принципам прав человека.

Шрикришна Венкатеш Пунтамбекар

 

Истинный объект исследования человечества – это человек. Он – нечто большее, чем то, что проявляется в его повседневном сознании и поведении в заданной среде обитания. Человек – это его идеалы и жизненные ценности. В человеке есть возвышенное духовное начало, которое не позволяет ему довольствоваться лишь земными устремлениями. Будничное состояние человека не является его основной сутью. В нем скрыто более глубокое естество, которое можно назвать душой или духом. Внутри каждого человеческого существа живут свет и вдохновение, которые не может погасить никакая сила. Эти свет и вдохновение милосердны и толерантны, и именно они составляют истинную человеческую сущность. Наша задача состоит в том, чтобы раскрыть эту сущность, уберечь ее и следить за тем, чтобы она служила как на благо нам, так и на благо всего человечества. По своей природе человеку свойственно искать правду, добро и красоту в жизни, почитать их должным образом и неустанно стремиться к ним.

Стоит также отметить, что в человеческом волеизъявлении присутствует элемент непредсказуемости, а также бесконечная многогранность человеческой природы. Ни одна система, ни один указ, ни один закон не могут удовлетворить глубокие внутренние потребности великой личности, будь они религиозного, политического, социального или интеллектуального характера. Зачастую люди наделены мощной потенциальной энергией и созидательной силой, которые не могут уместиться в рамках старых догм и доктрин. Ни одна дисциплина не позволяет в полной мере реализоваться развивающимся возможностям человека в психологической, этической и духовной областях. Ни одна система не может удовлетворить растущим требованиям деятельной личности. В системе всегда остается нечто непредвиденное и неосуществленное. Вот почему мы добиваемся для человека свободы, выраженной в форме свобод личности.

Свобода стимулирует развитие

В жизни человека постоянно появляются новые ценности и идеалы. Никакая система, никакая готовая догма не могут удовлетворить потребности и стремления ни великих мыслителей, ни целых народов вне зависимости от эпохи. Свобода необходима, ибо подчинение не созидательно. Свобода дает простор для развития личности и создает условия для ее роста. Ни единообразие, ни конформизм, ни понимание всех аспектов жизни не будут полезными. Процветающие в наши дни централизация власти, бюрократия и партийная диктатура, со всей их многосложностью и стандартизацией, оставляют мало места для независимой мысли и развития, для инициативности и возможности выбирать. [...]

Можем ли мы услышать призыв к достижению национальной свободы и свободы человека, будучи такими неподатливыми, негибкими, такими одержимыми и такими разборчивыми в наших политических, религиозных, культурных, социальных и экономических взглядах? Не имея возможности установить свои правила и системы во всех странах и на всех континентах, некоторые из нас все еще испытывают чувство превосходства и ненависти, тягу к деспотизму и господству над своими соседями.

Давайте же сначала научимся «быть людьми», а затем уже будем определять содержание и свойства свобод человека и существующие меж ними связи. Мы обязаны уважать человеческую природу и личность и терпимо относиться к различиям между нами, равно как и к различиям в социальном поведении отдельных людей и человеческих сообществ. Мы должны объединиться, чтобы помогать друг другу в трудные моменты и в ходе великих дел.

Говорить о правах человека в Индии, безусловно, желательно и нужно, но едва ли возможно ввиду преобладающей ныне социально-культурной и религиозно-политической конъюнктуры. В мире больше не существует простых людей, а есть только те, что находятся во власти религиозных, расовых, кастовых или групповых предрассудков. Наша интеллигенция и народные массы сошли с ума от расовых привилегий, религии, фанатизма и социальной кастовости. Одним словом, мы ведем безмолвную войну, направленную на уничтожение противоположных нам групп. Все социальные классы и сообщества мыслят категориями завоевания и порабощения, а вовсе не объединения и гражданской сознательности. В настоящее время идет нескончаемая война между группами и сообществами, между управляющими и их подчиненными, война на уровне политики и на уровне общества. Понятия человечности и толерантности, смирения и уважения исчезли. На их место пришли фанатизм, нетерпимость и кастовость.

Мир сегодня сходит с ума. Он гонится за разрушением и деспотизмом, он стремится все завоевать и все поработить, нажиться и лишить прав. Колоссальная ненависть, развившаяся против жизни и достижений человека, не оставила места чувствам гуманности и любви к ближнему в современной мировой политике. Но должны ли мы, прежде всего и навсегда, отказаться от нашего человеческого начала? Мы хотим освободиться от нужды и войны, от страха и лишений в жизни. Мы хотим освободиться от всепоглощающей концепции государства, сообщества и церкви, которые навязывают людям определенный и регламентированный образ жизни. Вместе с этим, мы жаждем свободы мысли и слова, свободы передвижения и собраний, свободы на получение образования и на интеллектуальное и духовное развитие. Любая установленная свыше жизненная программа, какой бы она ни была, должна оставлять за нами право на ненасильственное противостояние и автономию, чтобы мы могли развивать наши представления о правильной жизни.

Поиск более высоких духовных ценностей

Для этого нам нужно будет отказаться от некоторых предубеждений материалистической науки и ограниченной рациональности, которые делают человека слишком приземленным, и предложить человечеству более высокие ценности и установки. Затем, основываясь на этих принципах, мы должны будем организовать социальную жизнь во всех ее сферах. Нам нужна не только счастливая жизнь в материальном плане, но и духовные ценности, которые позволят нам вести правильную жизнь. Перед лицом экономической технократии, политической бюрократии и религиозного партикуляризма свобода человека сегодня исчезает.

Такие великие мыслители, как Ману и Будда, уделили особое внимание определению необходимых для человека гарантий и добродетелей, которыми он должен обладать. Они в некотором роде предложили свод десяти свобод и основных моральных принципов, которые являются условием правильной жизни. Эти свободы и принципы являются не только фундаментальными, но и более всеобъемлющими, чем те, что предлагаются современными мыслителями.

В частности, Ману и Будда определили следующие пять свобод или социальных гарантий: 1) гарантия ненасилия (Ахимса); 2) гарантия защиты от бедности (Астейя); 3) гарантия защиты от эксплуатации (Апариграха); 4) гарантия защиты от унижения и нанесения ущерба достоинству (Авьябхичара); 5) гарантия защиты от преждевременной смерти и болезни (Армитатва и Арогья).

Помимо этого, они выявили и пять индивидуальных качеств или добродетелей: 1) отсутствие нетерпимости (Акродха); 2) сострадание и сочувствие (Бхутадайя, Адроха); 3) знание (Жнана, Видайя); 4) свобода мысли и сознания (Сатья, Сунрта); 5) свобода от страха, отчаяния и безнадежности (Правртти, Абхайя, Дхрти).

Более масштабное понимание свободы

Свободы человека должны быть дополнены добродетелями или моральными принципами. Если думать только о свободах, забывая о соответствующих им добродетелях, это может привести к нарушению равновесия в жизни и застою, или даже к деградации личности, хаосу и социальным конфликтам. Эта двусторонность человеческой жизни, с ее свободами и добродетелями, с ее гарантиями и личными качествами, должна быть хорошо усвоена и учтена во всех программах, ставящих целью благополучие человека, общества и человечества. По отдельности права на жизнь, на свободу, на собственность или на поиски счастья были бы недостаточны, также как и гарантии свободы, равенства и братства. Свободы и добродетели человека должны быть более четкими и более всеобъемлющими, если их цель заключается в содействии материальному, интеллектуальному и духовному росту человека и всего человечества.

Для предупреждения этой открытой и латентной войны на взаимное уничтожение, как на национальном, так и на международном уровне, мы должны создать и укрепить в общественном сознании новый образ человека или гражданина, обладающего этими десятью свободами и добродетелями, которые являются основополагающими принципами жизни и человеческого поведения. В противном случае наши свободы не будут больше соответствовать своим целям и задачам, заключающимся в спасении человека и его интеллектуальной и моральной культуры от надвигающегося бедствия, которое может уничтожить всю человеческую цивилизацию смертельным оружием науки и бесчеловечными роботами деспотических и тиранических властей с их идеологиями и убеждениями.

Что касается нас, в Индии, мы также хотим освободиться от иностранного господства и гражданской войны. Иностранное господство заслуживает осуждения. Наша страна страдала от него на протяжении веков. Мы должны осудить его как в нынешней, так и в старой форме. Наша страна должна быть независимой и иметь представительную, ответственную и централизованную систему. Только при этом условии мы сможем выжить.

Я знаю, что преданные, одержимые закостенелыми культурными или религиозными идеалами люди не способны услышать призыв к свободе, будь то свобода личная или национальная. Но мы не можем отказаться от более высоких целей и устремлений из-за них и их предрассудков.

Фото: Джаннис Папакинос(link is external)

 

 

Шрикришна Венкатеш Пунтамбекар

Преподаватель истории и политических наук в Бенаресском индуистском университете (Варанаси) Ш. В. Пунтамбекар (Индия) возглавлял Индийскую ассоциацию политических наук. Он является автором целого ряда трудов по вопросам внешней политики.


Вернуться назад