ИНТЕЛРОС > №2, 2018 > Обычный день из жизни Келло Игнасио Марин и Катерина Маркелова
|
Наступает утро. Келло, 13-летняя девочка из эфиопской деревушки Додота Денбел, идет собирать хворост. Она вторая из четырех детей в семье, и на ней лежит большая часть работы по дому, особенно с тех пор, как ее старшая сестра, которой сейчас 19 лет, вышла замуж и родила ребенка. Фото: Игнасио Марин Текст: Катерина Маркелова
Героиня этого фоторепортажа, подготовленного в ноябре 2017 года, ‒ 13-летняя Келло из Эфиопии. Ей очень повезло: в отличие от большинства своих ровесниц она ходит в школу. По данным Статистического института ЮНЕСКО за 2015 год, в Эфиопии школу посещают только 30,4% девочек старшего школьного возраста. Келло уже прошла первый этап на пути осуществления своего права на образование ‒ одного из основных прав человека. Она не бросила учебу в начальной школе, как 61% ее соотечественниц (по данным СИЮ за 2014 год). Будет ли она зачислена на вторую ступень среднего образования? В 2015 году это удалось лишь 17% девочек (общий показатель охвата образованием*). Доля учащихся среди девочек младшего школьного возраста в Эфиопии относительно высокая: в 2015 году она составила 82%. Несмотря на это, лишь около половины девушек в возрасте от 15 до 24 лет (47% в 2007 году) одновременно обладают навыками чтения, письма и понимания короткого и простого текста на повседневную тематику. Такое положение вещей является прямым следствием острой нехватки преподавательских кадров: в 2011 году в начальной школе на одного учителя приходилось 55 учеников. Возможно, что перед младшим братом Келло будет стоять меньше препятствий на пути получения образования. По статистике, у него чуть больше шансов поступить как в начальную школу (в 2015 году доля учащихся среди мальчиков составила 88,5%), так и в среднюю (31,4% в 2015 году). Вероятно, что он проведет в школе на год дольше: по состоянию на 2012 год продолжительность школьного обучения* составляла 8,9 лет для мальчиков и 7,9 лет для девочек. Хотя в отношении доступа к обязательному образованию (с 7 до 14 лет) обеспечить гендерный паритет почти удалось, ситуация в Эфиопии довольно неутешительная: в 2015 году около 2,2 миллионов детей и 4,6 миллионов подростков не посещали школу. Для справки, численность населения этой африканской страны, расположенной к югу от Сахары, составляет 102 миллиона человек. В настоящее время образованием не охвачены 59 миллионов детей во всем мире, то есть 9% всех детей младшего школьного возраста. Немногим более половины таких детей проживают в странах Африки к югу от Сахары, где отмечается самый высокий уровень исключения из системы образования. Около 17 миллионов из них составляют девочки. Согласно данным по этому региону, 9 миллионов девочек и 6 миллионов мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет никогда не будут обучаться в школе (СИЮ). Достижение гендерного равенства в образовании входит в первую задачу Цели 4 в области устойчивого развития (ЦУР 4.1), предполагающей обеспечение к 2030 году всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. В целях содействия реализации ЦУР 4, в ноябре 2015 года была принята рамочная программа действий «Образование-2030», руководство осуществлением которой было возложено на ЮНЕСКО как на ведущее учреждение ООН в области образования. Главная ответственность за выполнение программы лежит на государствах. ЮНЕСКО и ее партнеры оказывают им поддержку посредством консультирования по вопросам разработки согласованной политики, укрепления соответствующего потенциала, мониторинга прогресса на национальном, региональном и международном уровнях, а также по вопросам технического характера. __________________________ *Общий показатель (брутто-коэффициент) охвата образованием: процентное отношение общего числа детей, обучающихся на той или иной ступени образования независимо от их возраста, к численности группы населения, возраст которой теоретически соответствует данной ступени образования. *Ожидаемая продолжительность школьного обучения: предполагаемое число лет, которые ребенок может провести в системе школьного и высшего образования. Это Келло, 13-летняя девочка из эфиопской деревушки Додота Денбел. Когда наступает утро, она идет собирать хворост. Келло вторая из четырех детей в семье, и на ней лежит большая часть работы по дому, особенно с тех пор, как ее 19-летняя сестра вышла замуж и родила ребенка. Вернувшись домой, Келло готовит кофе. Утреннее умывание. После приготовления завтрака и уборки дома Келло может идти в школу. Из-за домашних обязанностей она нередко опаздывает. За одной партой сидит от трех до пяти учеников.
«Две трети одноклассниц Келло будут выданы замуж очень рано, и подавляющее большинство из них сразу же бросит учебу», – поясняет директор фонда Пабло Хорстманна Ана Сендагорта. После школы Келло готовит еду для всей семьи. Работа по хозяйству традиционно считается важным этапом в подготовке девочек к семейной жизни.
Келло ждет, пока ее отец закончит обед, чтобы помыть посуду. Келло идет за водой к колодцу – единственному в деревне, поэтому ждать своей очереди приходится долго.
Обратная дорога также занимает много времени. Во время таких походов многие девочки подвергаются риску физического и сексуального насилия.
Пришло время стирки. К заходу солнца все дела по хозяйству завершены, и Келло может наконец заняться домашним заданием, которое она выполняет при свете маленькой настольной лампы.
Деревню окутывает ночь, и в темном небе зажигаются мириады звезд, заставляя мечтать о лучшем будущем. Завтра будет новый день. Вернуться назад |