ИНТЕЛРОС > №2, 2018 > Слушайте голос озера

Чень Сяожун
Слушайте голос озера


15 апреля 2018

 

cou_02_18_tsa_tue_02.jpg

Большое Медвежье озеро на исходе дня. Местные жители верят, что глубоко на дне этого водоема – последнего крупного озера Арктики, нетронутого человеком, – бьется тудзе, «сердце воды».

Народы Большого Медвежьего озера, что находится в центральной части Северо-Западных территорий Канады, взяли свою судьбу в свои руки. В 2016 году, после нескольких десятилетий упорного труда, они наконец отвоевали свое право на автономность. В том же году они добились внесения территории Тса Тюэ во Всемирную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО. Успешное начало на пути к сохранению «сердца воды», от которого зависит их будущее.

Чень Сяожун

«Я провожу по 6 часов в день на своем судне и плыву далеко вглубь озера, а если погода позволяет, доплываю и до другого берега. Перед моими глазами – просторы без конца и края…Там когда-то жили мои предки. Я напоминаю об этом моим сыновьям: "Посмотрите на землю... Она расскажет вам то, что должна рассказать. Вы не желаете слушать ее историю? А ведь вы знаете ее как свои пять пальцев… ” ». Рэймонд Тючо – так зовут автора этих слов – не боится пересекать обледенелые пространства, раскинувшиеся на более чем 30 000 км², и усердно призывает своих сыновей прислушаться к голосу земли предков. Он живет на берегу Большого Медвежьего озера – последнего крупного озера Арктики, нетронутого человеком.

Уважение к природе и к старейшинам глубоко укоренилось в духе его народа, который насчитывает от силы 600 душ. Почти все они принадлежат к народу сахтуто’ине из общины дене. Дене – это индейцы, населяющие центральную часть Северо-Западных Территорий Канады. Они проживают в Делине, небольшом поселении на западном берегу озера. Сахтуто’ине означает «народ Медвежьего озера», а Делине – «там, где течет вода». Тючо – глава нового правительства Гот’ине Делине (ПГД(link is external)), первого автономного правительства автохтонных народов, учрежденного в сентябре 2016 года.

Тысячелетние связи

Сахтуто’ине считают, что озеро хранит внутри себя тудзе, «сердце воды». Оно бьется на большой глубине и качает воду – источник жизни – в мировые реки и океаны. Естественная чистота Большого Медвежьего озера легла в основу их космологии, истории, традиционного права, а также их экономики, основанной на возобновляемых ресурсах.

Духовное мировоззрение дене основывается на глубоком уважении ко всем составляющим окружающего мира. Они верят, что животные, птицы, рыбы, гром, молнии, вода, скалы – каждый из этих элементов обладает своей собственной жизненной силой, а значит, достоин уважения. Все, что существует в природе, – живет и обладает душой. Именно это составляет основу их мировосприятия, согласно которому дене, искусные распорядители земли, охраняют саму суть самобытности сахтуто’ине.

Старейшины не устают повторять, что следует бережно хранить богатство земли и относиться к нему с полной ответственностью: пока мы заботимся о земле и охраняем ее, она будет благоволить к нам и щедро одаривать взамен.

«Отношения, связывающие нас с озером и его окрестностями, измеряются тысячелетиями», – отмечает Шарли Нейель, представитель старейшин Большого Совета. «По ряду предсказаний, Большое Медвежье озеро станет последним местом, где останется живая вода, потому что его сердце по-прежнему будет биться», – подчеркивает он. И продолжает: «Но если мы пронзим его, все погибнет. Чтобы предотвратить это, мы должны передать людям знания о том, насколько важна вода».

«Деньги для нас не имеют значения», – добавляет старейшина Леон Модест. Чего боится их община, так это новых программ развития, которые могут нарушить природное равновесие заповедника.

Автономное управление землей

Несмотря на то, что старейшины Делине всегда призывали людей жить в гармонии с природой, изменение климата и давление, оказываемое бурным развитием, как никогда заставляют уважать традиции и призывают принять новые меры для сохранения векового образа жизни.

Община живет главным образом рыбной ловлей и охотой. Ее экономика, основанная на возобновляемых ресурсах, также опирается на ограниченный, но постепенно расширяющийся потенциал туризма и на развитие инфраструктуры.

Получение автономии послужило прекрасным экономическим трамплином. Право на самоуправление, завоеванное в результате больших усилий и десятилетий активной политической деятельности, означает, что отныне жители Делине обладают своим собственным правительством со своими собственными правилами, и что теперь они смогут лучше трудиться во благо сохранения своей культуры, языка, духовных традиций и образа жизни, тесно взаимосвязанного с природой.

Так, когда пятнадцать лет назад было замечено, что из-за изменения климата численность северных оленей сократилась с 500 000 голов до 60 000, ПГД ограничило охоту на них. «Мы все соблюдаем эти правила», – уточняет Леонард Кенни, член ПГД, ответственный за экономическое развитие сообщества. При этом он поясняет, что его народ продолжает охотиться на другую дичь, например, на американского лося, но «в определенных рамках».

В 2013 году старейшины Делине и основные общинные учреждения начали обсуждать создание биосферного заповедника. На следующий год был учрежден координационный орган управления Тса Тюэ. Сотрудничество между правительственными и неправительственными организациями позволило улучшить взаимопонимание в ключевом вопросе о той роли, которую должны играть автохтонные народы в управлении своими землями.

В марте 2016 года Тса Тюэ был внесен во Всемирную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО. Этособытие праздновала вся община. «Озеро не умеет говорить, и мы будем его голосом», – отмечает Жина Байха, одна из координаторов проекта.

Совет управления биосферным заповедником Тса Тюэ, состоящий из жителей Делине, отвечает за организацию его работы. Он объединяет представителей Совета управления возобновляемыми ресурсами Делине, другие ключевые организации общины, государственное учреждение (link is external)«Парки Канады(link is external)», старейшин и молодежь. Все решения принимаются методом консенсуса.

Тса Тюэ, раскинувшийся на территории общей площадью 93 300 км², является самым большим биосферным заповедником Северной Америки. Он охватывает Большое Медвежье озеро (крупнейшее внутреннее озеро Канады), а также часть его водосборного бассейна, находящегося в районе Делине, на землях Сахту.

Этот водосборный бассейн, состоящий из необъятных девственных просторов северного леса и тайги, рек и гор, делится на три экологические зоны: равнинная тайга на западе, тайга Канадского щита на юго-востоке, включающая в себя дренажный бассейн реки Камсель, и экозоны приполярья на северо-восточном берегу озера. Эти экозоны, в свою очередь, подразделяются на 9 экологических регионов и 22 экологических округа. Каждый из них отличается особым сочетанием рельефов, вечномерзлых пород (вечной мерзлоты), почв, климатических особенностей и биологических групп, определяющих их уникальный характер.

В целом, водам Тса Тюэ удалось избежать загрязнения: рыбные ресурсы находятся в хорошем состоянии, а берега служат домом для множества диких животных. Здесь обитают большие популяции канадских северных оленей, гризли, американских лосей и овцебыков, а также различные виды перелетных птиц, чье присутствие свидетельствует об экологической целостности заповедника.

 

Народ Большого Медвежьего озера живет преимущественно за счет возобновляемых ресурсов, которые обеспечивает им озеро.

 

Защитить сердце воды от современных реалий

Сделать так, чтобы традиции и современная действительность ужились вместе, позволяя автохтонным народам сохранить их экономическое и социальное благополучие, – задача не из простых. Индейцы Канады не являются исключением. Современная жизнь неизменно связана с современными технологиями, использование которых зависит от знания современных языков. Молодежь изучает английский, но постепенно утрачивает связь со своим племенным языком.

Согласно составленному ЮНЕСКО Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, 88 языкам в Канаде грозит опасность вымирания. Сахтуот’ине яти, на котором разговаривают народы Большого Медвежьего озера, является одним из них. Этот язык, распространенный среди четырех групп носителей по всей стране (в 2006 году их было 1 100 человек), занесен в «группу риска», что означает, что дети больше не обучаются родному языку в семье. Разница между категориями «под угрозой» и «исчезнувший» незначительна. Как же обеспечить передачу знаний и мудрости от старейшин к молодым поколениям? Ведь вместе с языком исчезают и знания коренных народов.

6 декабря 2016 года премьер-министр Канады Жюстэн Трюдо публично взял на себя обязательство(link is external), «что [его] правительство утвердит закон об автохтонных языках, разработанный совместно с автохтонными народами, с целью сохранить, уберечь и возродить языки индейцев, метисов и инуитов» страны.   

ПГД занимается укреплением образовательной системы и планирует принять законы, наделяющие население Делине правом на образование на своем языке и способствующие использованию его в профессиональной сфере.

Эти усилия свидетельствуют как об открытости Канады, так и о возвращении автохтонного суверенитета на уровне модернизированных управленческих структур. Этот ценный опыт может оказаться полезным для других инициатив, имеющих отношение к биосфере, и помочь установить новые уважительные, гармоничные и солидарные отношения между человечеством и планетой.

Остается надеяться, что пример Тса Тюэ вдохновит другие автохтонные общины на более активное участие в управлении их биосферными заповедниками.

Эта статья «Курьера ЮНЕСКО» посвящается празднованию Международного дня биологического разнообразия (22 мая).


Вернуться назад