ИНТЕЛРОС > №3, 2018 > Обучение: подготовка к жизни в эпоху искусственного интеллекта

Лесли Лобл
Обучение: подготовка к жизни в эпоху искусственного интеллекта


15 июля 2018

 

cou_03-18_schools_01.jpg

Работа французского фотохудожника Венсана Фурнье из цикла «Человек-машина» (The Man Machine), сделанная в 2010 г. в Барселоне. Произведения цикла изображают эпизоды из мира «спекулятивной фантастики», на которых роботы взаимодействуют с людьми.

Традиционное обучение направлено на формирование трех базовых навыков: чтения, письма и счета. По мере того как искусственный интеллект (ИИ) все глубже проникает в нашу жизнь, растет необходимость включения в учебную программу деятельности по развитию еще трех способностей, обычно формирующихся вне школьного образования: эмпатии, творческого и критического мышления.

Лесли Лобл

Ожидается, что в 2018 году в австралийские школы будет зачислено около 300 000 детей. Они завершат обучение к 2030 году и большую часть профессиональной жизни проведут во второй половине XXI века – а кто-то застанет и начало XXII века. Учитывая стремительные темпы развития технологий, можно с большой вероятностью предположить, что условия их жизни и работы будут кардинально отличаться от наших. В этой связи система образования должна уже сейчас предвосхитить грядущие изменения и заняться подготовкой подрастающего поколения к встрече с будущим.

Новый Южный Уэльс – самый населенный штат Австралии – насчитывает самое высокое число учащихся: в 3 000 школах штата обучается более миллиона детей и подростков. На каждом уроке учителя помогают им приобрести знания и навыки, необходимые для достижения успеха в будущем. Непрерывное развитие технологий вызывает необходимость в модернизации школьной программы, однако изменения в системе образования, особенно такого масштаба, зачастую происходят медленно.

В стремлении ускорить этот процесс Департамент образования Нового Южного Уэльса (NSW(link is external)) в 2016 году приступил к осуществлению комплексного проекта Education for a Changing World(link is external)(«Образование в интересах меняющегося мира»). Эта инициатива, опирающаяся на анализ стратегических последствий развития технологий, направлена на содействие реформам в области учебной программы, методов обучения и оценивания, а также на внедрение более инновационного подхода к обучению.

На первых этапах реализации проекта Департамент наладил диалог с ведущими мировыми экспертами из области экономики, технологий и науки. Результатом этого сотрудничества стал выход в ноябре 2017 года книги Future Frontiers: Education for an AI World  (link is external)(«Навстречу будущему: Образование для жизни в эпоху ИИ»), посвященной будущему образования и навыкам, необходимым для достижения успеха в мире, где широко используются интеллектуальные технологии. В конце 2017 года состоялся международный симпозиум, в ходе которого специалисты сферы образования, представители неправительственных организаций и лица, ответственные за разработку политики, смогли встретиться с рядом экспертов, принявших участие в подготовке издания. Они обсудили то, каким образом новые технологии и инструменты могут использоваться для повышения эффективности работы педагогов и улучшения успеваемости учащихся, обменялись своими идеями на эту тему и единодушно высказались в поддержку реформирования образования.

Навыки XXI века

Основу обучения составляют три базовых навыка: чтения, письма и счета. Однако в мире быстро развивающихся технологий этого недостаточно. Новому поколению необходимы и другие навыки, в том числе некогнитивные, например, самоэффективность – умение адекватно оценивать свои способности и эффективно их использовать. Для того чтобы идти в ногу со временем, мы должны уметь глубже вникать в суть понятий и явлений и обладать высокой устойчивостью, хорошими адаптационными способностями и гибкостью, причем последнее относится и к образовательным системам. Первостепенное значение в будущем приобретут способности, присущие исключительно человеку, в частности критическое мышление.

В настоящее время эти и другие важнейшие навыки можно приобрести в рамках внешкольной деятельности, в ходе которой мы учимся взаимодействовать с другими людьми, ставить цели и планировать. Так, спорт развивает дисциплинированность и командный дух, театр – творческие способности, участие в дебатах – критическое мышление, добровольная работа в различных ассоциациях – эмпатию.

В этой связи образовательному сообществу предстоит решить целый ряд задач, касающихся структуризации этих многочисленных навыков, разработки методики их формирования, внедрения их в учебные программы и выработки критериев оценки результатов в данных областях, которые до недавнего времени не являлись приоритетом школьного образования.

Благополучие наших детей будет во многом зависеть от их чувства общности друг с другом и гражданственности, от их умения налаживать контакты и сотрудничать. В основе этих качеств лежит эмпатия, которую относят к важнейшим навыкам XXI века.

В мире все чаще признают необходимость формирования в рамках формального образования навыков межличностного общения. Такие организации, как ЮНЕСКО и ОЭСР, разрабатывают нормативные рамки, стандарты и критерии оценки этих навыков, в том числе так называемых «глобальных компетенций», призванных содействовать межкультурному взаимодействию. В 2009 году в национальную учебную программу Австралии был внесен ряд умений общего характера, включая критическое и творческое мышление и межкультурное взаимопонимание. Этому примеру последовали многие территориальные субъекты.

Проект Education for a Changing World подчеркнул необходимость поощрения инновационных подходов, позволяющих усовершенствовать всю систему образования. В образовательном сообществе уже встречаются примеры практического применения новаторских методов, направленных на повышение мотивации учащихся и использование возможностей передовых технологий для повышения успеваемости. Поскольку все эти методы имеют под собой различную фактологическую базу, их анализ с целью определения наиболее эффективных из них на данный момент затруднителен.

Искусственный интеллект на уроках

На основе передового опыта частных и государственных учреждений, полученного на национальном и международном уровнях в области внедрения инноваций, Департамент образования Нового Южного Уэльса занимается поиском эффективных мер содействия работникам сферы образования в деле разработки и распространения новаторских подходов к обучению. Конечной целью этой деятельности является выработка новых устойчивых и гибких методов, позволяющих оптимизировать процесс обучения, повысить уровень усвоения знаний учащимися и расширить их способности.

В этом плане искусственный интеллект, при условии его грамотного использования в соответствии с потребностями педагогов, представляет для сферы образования большой интерес. Уже были созданы интеллектуальные системы, облегчающие работу учителей и тем самым позволяющие им уделять больше внимания индивидуальным особенностям учащихся и координации процесса обучения. В частности, эти системы могут отслеживать степень мотивации и успехи учащихся и, в ряде случаев, предлагать корректировки к содержанию обучения.

В проектировании и разработке подобных интеллектуальных систем крайне важно обеспечить центральное место педагогам. Учителя и руководители образовательных учреждений должны играть главную роль в определении места ИИ в учебном процессе и пройти необходимую подготовку, позволяющую им эффективно применять эту технологию. Учащиеся также должны привлекаться к принятию решений в этой области и быть осведомлены об этических аспектах использования ИИ. Не стоит забывать, что будущее подрастающего поколения зависит от политики и подходов, которые мы выберем сегодня.

Дополнительная информация

Проект Education for a Changing World(link is external)

Фото: Венсан Фурнье(link is external)

 

 

Лесли Лобл

Заместитель секретаря Департамента образования Нового Южного Уэльса Лесли Лобл (Австралия) вот уже около двадцати лет возглавляет деятельность по реализации стратегий, реформированию и внедрению инновационных подходов в крупнейшем и самом разрозненном образовательном секторе Австралии. В 2013 году газета Australian Financial Review и банк Westpac назвали ее одной из 100 самых влиятельных женщин страны за ее вклад в государственную политику и реформирование системы образования Австралии.


Вернуться назад