Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №1, 2018
В Докладе ООН о состоянии водных ресурсах мира за 2018 год основное внимание уделяется экологичным решениям. Относительно новым явлением является выпуск облигаций в этой области для привлечения инвестиций в устойчивое будущее естественных и в особенности водных ресурсов. Новые глобальные критерии оценки этих облигаций в состоянии способствовать преобразованию финансовых рынков и увеличению инвестиций в экологически-рациональные решения.
Джон Х. Мэтьюз, Лили Дай и Анна Крид
К концу 21-го века климатологи прогнозируют глобальное потепление на 4-6°C. В то же самое время мир вступает в эпоху невиданной урбанизации и сопутствующего ей развития инфраструктуры. Поэтому для устойчивого развития необходима низкоуглеродная инфраструктура, чтобы противостоять изменениям климата и в то же самое время не препятствовать росту, необходимому для улучшения условий жизни и благосостояния наиболее уязвимых жителей планеты.
Согласно докладу Всемирной комиссии по экономике и климату от 2016 года, озаглавленному «Новая климатическая экономика», для обеспечения низкоуглеродной инфраструктуры требуется ежегодный рост инвестиций на три-четыре процента с тем, чтобы достичь суммы 6,2 триллиона долларов. Адаптация к изменению климата также потребует значительного объема дополнительных инвестиций. Так, по оценкам, содержащимся в докладе Adaptation Finance Gap Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) 2016 года, необходимо чтобы к 2050 году эти инвестиции составили от 280 до 500 миллиардов долларов в год даже при условии повышения температуры всего на 2°C.
Однако таких традиционных источников финансирования инфраструктуры, как правительства или коммерческие банки, не хватит для удовлетворения потребностей на период до 2030 года. Поэтому институциональные инвесторы, в том числе пенсионные фонды и фонды суверенного благосостояния все чаще рассматриваются как альтернативные источники финансирования.
Ключевыми финансовыми инструментами реализации экологичных решений (nature-base solutions, NBS) стали «зеленые» облигации, позволяющие мобилизовать капиталы для экологически чистых и устойчивых инвестиций. Этому новому глобальному рынку «зеленых» и «климатических» облигаций всего около десяти лет.
Первые «зеленые» облигации (известные также под названием «климатические») выпустили Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк в 2007 году. С помощью такого кредитного механизма они хотели продемонстрировать свою заинтересованность этим источником финансирования экологических проектов. Несмотря на то, что два этих термина нередко заменяют друг друга, название «климатические» облигации применяется скорее к проектам, затрагивающим тематику изменения климата и/или адаптации. Престиж этих финансовых институтов стимулировал доверие к данному рынку, и их примеру последовали несколько других доноров и многосторонних учреждений.
Однако как инвестиционной инструмент «зеленые» и «климатические» облигации по-прежнему в той или иной степени представляли собой не более чем нишу на финансовом рынке. Их вес оставался ограниченным до 2013 года, когда их выпуск утроился и возрос до примерно 10 млрд. долларов, в связи с тем, что коммерческие банки и компании начали развивать этот рынок. Эта тенденция продолжилась и расширилась, в 2016 году достигнув 86,1 млрд. долларов США, а в 2017 году ― более 100 млрд. долларов США.
Как источник финансирования в области климата эта сумма соответствует Парижскому соглашению по климату (в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климатаРКИКООН, вступившей в силу 4 ноября 2016 года), призвавшему к 2020 году достичь финансирования климатического финансирования в сумме 100 млрд. долларов США. В одном только Китае стоимость «зеленых» и «климатических» облигаций в 2016 году превысила 36,2 млрд. долларов США.
Являются ли облигации на самом деле «зелеными»?
Однако несмотря на такой быстрый рост, некоторые инвесторы опасаются, что доверие к «зеленым» инвестициям может упасть из-за возникающих новых проблем. Как узнать, зеленые ли на самом деле эти облигации, и не приведет ли риск неэффективных инвестиций к краху либо появлению в этой рыночной категории системного риска?
В последнее время ряд неправительственных организаций (НПО), работающих с финансовыми и инвестиционными сообществами над проблемами устойчивости, выявили потребность в применении открытых и независимых стандартов. Их нехватка налицо, в частности, в водохозяйственной отрасли, потому что вопрос ресурсов пресной воды часто ускользает от глаз инвесторов. Они не сразу умеют распознать насколько важна вода в энергетических, сельскохозяйственных и урбанистических проектах, тем более, что в рамках одного проекта водная составляющая может влиять на другие аспекты и системы внутри одного и того же бассейна.
В середине 2014 года консорциум НПО ― Церера, Инициатива климатических облигаций, Институт мировых ресурсов, CDP (в прошлом проект по раскрытию углерода), Стокгольмский международный институт гидрологии (SIWI) и Альянс за глобальную адаптацию водных ресурсов (AGWA) ― разработал ряд критериев оценки качества связанных с водой инвестиций с точки зрения их климатической значимости. Вместе они организовали ряд технических и отраслевых рабочих групп, устанавливающих для эмитентов и аудиторов критерии оценки, чтобы вселить в инвесторов уверенность в климатических облигациях.
Оценка экологичных решений
Эти критерии дают эффективную оценку потенциального вклада новых облигаций в усилия по обеспечению устойчивости и адаптации к изменению климата, в дополнение к оценке их воздействия на окружающую среду. Подобного рода вопросы хорошо понятны инженерам, ученым и распорядителям ресурсов. Но уровень даже базовой осведомленности среди инвесторов и финансовых групп гораздо более ограничен. Поэтому фаза 1 начатой в октябре 2016 года работы была нацелена на традиционные инвестиции в «серую» гидротехническую инфраструктуру (за исключением гидроэнергетики).
В более широком плане, природоохранная область ― инвестиции в зеленую и гибридную инфраструктуру ― имеет весьма высокий риск так называемых «зеленых отмывок». Для таких инвестиций не существует никаких научных стандартов, и тем более нет возможности утверждать, что соответствующие экосистемы будут в состоянии противостоять воздействию изменению климата.
Принимая во внимание этот пробел, Фонд Рокфеллера в 2016 году поддержал разработку критериев фазы 2 для оценки и определения экологичных решений (NBS) для инвестиций в водное хозяйство. Подобные решения вплотную зависят от использования экосистем для предоставления серых инфраструктурных услуг, таких, как так называемая естественная или зеленая и гибридная инфраструктура. Услуги могут также включать в себя защиту от ливневых вод и паводков с помощью прибрежных экосистем, очистку болотных вод и хранение воды в водоносных горизонтах. Этидополнительные критерии были предложены в начале 2018 года.
Обе фазы помогают оценить влияние инвестиций на смягчение последствий изменения климата, а также их способность внести вклад в процесс нашей адаптации к этим изменениям.
В мае 2016 года Комиссия по коммунальным услугам Сан-Франциско (SFPUC) в Калифорнии, США, выпустила первую в мире сертифицированную «зеленую» водную облигацию на 240 млн. долларов. Вторая облигация на сумму 259 млн. долларов США была выпущена SFPUC в декабре 2016 года. Обe облигации сертифицированы в соответствии со Стандартом климатических облигаций ― проверочным инструментом инвестора, определяющим критерии, которые должны соблюдаться в отношении облигаций для того, чтобы те могли считаться «зелеными» или употребляться для финансирования водохозяйственных мероприятий с низким уровнем выбросов углерода.
В июле 2017 года первую сертифицированную «зеленую» облигацию для Южной Африки на сумму 1 млрд. южноафриканских рандов выпустил город Кейптаун. В сентябре 2017 года газета China Daily сообщила, что Банк развития Китая, государственный финансовый институт, объявил о выпуске «зеленых» облигаций на сумму 5 млрд. юаней, чтобы собрать средства для защиты водных ресурсов экономического пояса реки Янцзы.
Успех выпуска и продажи таких облигаций и других аналогичных товаров в соответствии с обычными стандартами является признаком резкого изменения менталитета среди инвесторов. На сегодняшний день, согласно привычным критериям серого рынка, их выпущено более чем на 1 млрд. долларов США ― сумма, которая, как ожидается, будет скоро достигнута также и в области инвестиций в экологичныe решения. Во времена экологических и климатических изменений эти критерии также способствуют преобразованию мира финансов.
Читайте дальше:
Доклад Организации Объединенных Наций о состоянии водных ресурсах мира (WWDR), основной документ Координационной группы ООН, изучающей различные стратегические проблемы водохозяйственной политики, ежегодно публикуется Всемирной программой оценки водных ресурсов (WWAP) ЮНЕСКО в тесном сотрудничестве с членами и партнерами Программы «ООН-Вода» во Всемирный день охраны водных ресурсов, 22 марта.