ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > Университет и демократия для доверчивых

Жан Винан
Университет и демократия для доверчивых


21 февраля 2018

 

cou_01_18_humanity_01_bis.jpg

Неужели политики не видят необходимости в воспитании людей, способных мыслить критически и панорамно?

Научно-технический прогресс коренным образом изменил наше отношение к окружающему миру. На фоне всеобщего стремления к экономической выгоде гуманитарные науки не выдерживают конкуренции. В этой связи перед университетами стоит непростой выбор: следует ли выпускать специалистов технического профиля, готовых к выполнению практических задач, или же эрудитов с более широким кругозором, способных созидать будущее? Пора признать: чисто экономический подход не сможет ответить на все вопросы современности.

Жан Винан

Главной чертой общества начала XXI века, пожалуй, является потеря ориентиров и веры в лучшее будущее. Пессимистичный подход усугубляется многочисленными войнами и миграцией, которые стали для нас сегодня привычным явлением.

Перед человечеством встает целый ряд непростых вопросов. Среди них и вопросы биоэтики, и проблемы обеспечения целостности экосистем, и функционирование демократических и личных свобод. Актуален также вопрос о роли государства и отношениях между государством и влиятельными многонациональными корпорациями. Огромные ресурсы позволяют им не только существенно влиять на сбор, распространение и сохранение знаний и информации, но и использовать эти знания и информацию в своих собственных целях.

Тенденции к изоляционизму в ряде богатых стран, усиление популизма и небывалый рост фундаментализма создают впечатление, что власти все чаще встают на сторону быстрых и простых, если не сказать упрощенных, решений.

Было бы логично предположить, что на фоне происходящего человечество станет чаще обращаться к гуманитарным наукам, главная задача которых как раз и заключается в том, чтобы предоставить нам ключ к интерпретации картины окружающего мира. Однако – за исключением, пожалуй, социологии – точка зрения гуманитарных дисциплин практически не учитывается в полемике по ключевым вопросам современности. Более того, они постепенно исчезают из учебных планов университетов.

Гуманитарным наукам уделяется все меньше внимания повсюду, и в особенности в развитых странах. С одной стороны, сфера их применения становится все уже, так как к ним практически перестали обращаться в технических областях. С другой стороны, средства, выделяемые на преподавание и научно-исследовательскую деятельность в гуманитарных дисциплинах, продолжают неуклонно сокращаться.

Такая бедственная ситуация вызвана целым комплексом причин. Ввиду их большого числа рассмотреть их все в этой статье не представляется возможным. Поэтому я предлагаю обратить внимание на роль политической власти в этом вопросе.

Приоритет политиков

В мире, где рассчитывать на стабильный заработок становится все сложнее, люди стали стремиться к освоению практических профессий, позволяющих быстро найти работу. Классическое университетское образование теряет популярность, уступая место специальностям, где готовят к выполнению конкретных задач. Так, в июне 2015 года правительство Японии заявило о намерении существенно сократить или даже полностью закрыть факультеты социальных наук, философии и филологии в подконтрольных ему университетах. А премьер-министр Японии рекомендовал не углублять по большей части теоретические научные исследования и уделять повышенное внимание формированию практических навыков, отвечающих потребностям современного общества.

Можно ли свести роль университетов к подготовке специалистов узкого профиля, которые в совершенстве знают свою область, но ничего не смыслят в других? И неужели чиновники, отвечающие за образовательную политику, не видят необходимости в воспитании людей, способных мыслить критически и панорамно? В некоторых странах дело обстоит именно так, а во многих других это никогда не входило или более не входит в число приоритетов, в том числе и для университетского руководства, озабоченного отныне вопросом финансовой прибыли.

Несмотря на то, что философские и моральные ценности сегодня отходят на второй план, университеты по-прежнему пользуются уважением широкой общественности. Однако для сохранения и укрепления надежной репутации им необходимо вести себя достойно. Иногда в адрес ученых можно услышать обвинения, ставящие под вопрос их научную добросовестность. В результате этого все больше людей с недоверием относятся к науке и результатам научных исследований. Об этом наглядно свидетельствуют так называемые альтернативные факты – утверждения, идущие вразрез с реальностью. Некоторые из них, например в отношении климатических изменений или же креационизма, который ставится в один ряд с к теорией эволюции, будто речь идет о равнозначных понятиях, произносятся на государственном уровне. В таких динамично развивающихся условиях университеты могли бы стать независимой точкой опоры. И хотя это во многом зависит от них самих, для полной автономии государства должны обеспечить им достаточный объем финансовых средств.

Роль гуманитарных наук

В идеале гуманитарные дисциплины в университете должны занимать центральное место. На практике, однако, к ним редко относятся серьезно, а зачастую используют лишь в качестве инструмента для достижения других целей. Так, необходимость рассмотрения этических вопросов в области наук о жизни с позиции философии не вызывает возражений. Тем не менее, при этом мало кто видит пользу научных изысканий о Канте, философии Средневековья или феноменологии.

Многие ученые вообще не считают исследования в гуманитарных областях наукой. Причина такого непонимания кроется в том, что ко всем дисциплинам применяется эпистемологическая парадигма, пришедшая из точных наук, или, по крайней мере, свойственные этим наукам методы исследовательской работы. А поскольку гуманитарные науки занимаются в первую очередь изучением глубинного смысла, результат исследований в таких дисциплинах неизбежно носит относительный характер.

Так, никто не станет упрекать техническую элиту, которая пользуется неизменным уважением за вклад в развитие промышленного производства, экономическое благосостояние, физическое здоровье и материальный комфорт. Но совсем другое отношение наблюдается к элите интеллектуальной, одно из предназначений которой – ставить под сомнение устоявшийся общественный порядок. Она поднимает острые вопросы, занимает критическую позицию по отношению к правящим кругам, пытается отыскать смысл, скрытый в потоке ежедневной информации, что не всегда делает ее популярной. Тем не менее, именно гуманитарные науки, с помощью которых можно выйти за пределы бинарной логики и взглянуть на мир с более широкой точки зрения, могут дать нам необходимые инструменты для понимания окружающего мира во всей его многогранности. В противном случае начнется процесс – возможно, необратимый – постепенного формирования того, что французский социолог Жеральд Броннер называет «демократией для доверчивых».

 

 

A collection of antique globes at a shop in downtown Vienna, Austria, 2011. Part of German photographer Frank Herfort’s Interiors-Public series.
Работа немецкого фотографа Франка Херфорта из серии «Интерьеры в общественных местах».

 

Предвестники обскурантизма

Колоссальные проблемы, возникающие по мере эволюции современного общества и ошеломляющего развития технологий свидетельствуют о несовершенстве наших социальных моделей, дают нам понять, что нельзя стремиться к одному лишь экономическому благосостоянию. Да, без сомнения, его следует обеспечить на базовом уровне, в особенности в развивающихся странах. Однако превращение его в главную цель в лучшем случае отвлечет наше внимание от более сложных и значимых явлений. Единственно верное решение заключается в стремлении понять наш мир. А для этого следует непременно опираться на культуру, причем не массовую культуру развлечений – или, во всяком случае, не только на нее одну. Речь идет о высокоразвитой, многоязычной культуре с богатой историей, с бережным отношением к своим истокам и стремлением проанализировать настоящее для того, чтобы яснее увидеть будущее. Такую культуру, основанную на всесторонних знаниях, невозможно обеспечить без вклада гуманитарных наук.

Невежество в отношении места человека во вселенной, его истории, культуры и всего того, что требует строгой методики, а также снисходительно-презрительное взгляд на тех, кто стремится обратить наше внимание на эти вопросы, неизменно ведут к авторитаризму и обскурантизму.

Теми политиками, которые ориентируются исключительно экономическим ростом, движет в лучшем случае невежество, а в худшем – осознанное стремление поработить народы, лишив их критического мышления. Именно это я и имею в виду, когда говорю, что судьба демократии во многом зависит от статуса и роли гуманитарных наук в нашем обществе.

 

Жан Винан

Жан Винан (Бельгия) – штатный преподаватель Льежского университета (Бельгия). С 2010 по 2017 год занимал пост декана факультета философии и словесности в в этом университете.  В 2017 году был избран членом Королевской академии Бельгии. Сопредседатель Международного программного комитета Всемирной гуманитарной конференции(link is external), состоявшейся в августе 2017 года в Льеже в партнерстве с ЮНЕСКО.


Вернуться назад