ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > Образование: ключ в будущее

Фернандо М. Реймерс
Образование: ключ в будущее


21 февраля 2018

 

cou_01_18_invent_01.jpg

Работа участников семинара, проведенного организацией Create Peace Project, в рамках которого учащиеся из разных стран могут обмениваться сообщениями на тему мира.

Для того чтобы обеспечить мирное существование на земле, необходимо дать новому поколению образование, которое поможет ему предупреждать конфликты и бороться с ними. Фернандо М. Реймерс, венесуэльский эксперт в области образования, является автором двух новаторских программ на тему воспитания в духе глобальной гражданственности, созданных в Гарвардском университете.

Фернандо М. Реймерс

Что такое образование? Это прежде всего возможность получения необходимых для жизни практических и когнитивных знаний, которые могут способствовать реализации поставленных перед собой задач.

Эта идея восходит по меньшей мере к эпохе Яна Амоса Коменского(link is external), чешского педагога XVI века, который, в своей книге «Великая дидактика»(link is external) (Didactica Magna) писал, что для того чтобы добиться мира на земле, необходимо сделать образование универсальным. Это убеждение предопределило внесение права на образование во Всеобщую декларацию прав человека(link is external), принятую в 1948 году и Преамбулу(link is external) к учредительному акту ЮНЕСКО.

Включение этого права в Декларацию повлекло одну из самых знаменательных молчаливых революций, которую когда-либо видел мир. В мировом масштабе доступ к начальному образованию увеличился с 50 % в 1948 году до более чем 85 % на сегодняшний день, а процент грамотного населения повысился с 36 до 85 % за тот же период (Глобальный рост образования(link is external), 2017 г.). Эти достижения выглядят еще более значимыми с учетом того, что в тот же самый период времени население мира выросло с 2,5 до 7,3 миллиардов человек.

На протяжении десяти лет я пытался понять, как лучше поддержать развитие образовательных систем, для того чтобы воспитать из наших студентов полноценных граждан мира. Процесс приобретения профессиональных глобальных навыков должен основываться на качественном образовании и надлежащим образом подготовленных преподавателях.

Таким образом, мы с сотрудниками создали две полные школьные программы, от детского сада до завершения средней общеобразовательной школы, и продолжаем работать в сотрудничестве с международной сетью школ над разработкой методических средств для воспитания в наших учениках духа глобальной гражданственности.

Развитие интересов и увлечений

Первая программа, опубликованная в книге Empowering Global Citizens («Воспитать граждан мира», 2016 г.), была создана в 2011-2012 годах. Курс рассчитан на шести-восьмичасовое преподавание в неделю, с детского сада до окончания второго цикла средней школы. Изначально проект был предназначен для преподавания в учреждениях Avenues: The World School(link is external), международной сети независимых школ, которая незадолго до этого открыла свой первый кампус в Нью-Йорке.

Мы создали модель компетенций, сочетающих обучение этике, приобретение знаний, социальных навыков, самопознание и знание менталитета с целью наделить учеников качествами, необходимыми для развития планетарного сознания, одновременно поощряя их мотивацию и умение принимать глобальные вызовы.

Главную роль в нашем подходе играет расширение возможностей, другими словами, мы стремимся развить способность каждого внести свой вклад, проявить инициативу и играть ведущую роль.

Наш подход основывается на обучении в процессе реализации проекта, который открывает для учеников возможность развивать свои собственные интересы и увлечения и одновременно подключает родителей и членов общин.

Вместо того, чтобы довольствоваться простой передачей знаний, мы побуждаем учеников к созданию конкретного проекта, демонстрирующего глубокое понимание вопроса – будь то кукольный спектакль в детском саду, бизнес-план на третьем году обучения или социальное предприятие на восьмом году обучения. В третьем классе, например, ученики изучают мировую взаимозависимость, разрабатывая проект шоколадной фабрики и маркетинговой кампании, который сталкивает их с вопросом международных логистических цепей поставок, этики свободной торговли и детского труда.

После публикации и широкого распространения этой первой образовательной программы стало ясно, что есть необходимость создания упрощенной версии, которая позволит интегрировать данную программу в процесс обучения в более широком масштабе. Отзывы преподавателей помогли нам отшлифовать нашу программу и сделать ее более эффективной и доступной.

Понять мир

Вторая программа, Empowering Students to Improve the World in Sixty Lessons(link is external) («Предоставить ученикам возможности для того, чтобы улучшить мир за 60 уроков», 2017 г.), предлагает три инструмента: первый протокол позволяет привести образовательную программу в соответствие целям воспитания в духе глобальной гражданственности; второй протокол предназначен для разработки школьной стратегии глобального образования; и третий – прототип образовательной программы, созданный согласно предложенной в книге методике.

Применение такой образовательной программы доступно большому количеству школ, независимо от средств, которыми они располагают. Наличие прототипа позволяет получить обратную связь от пользователей. Несмотря на небольшое количество сеансов – пять уроков в учебном году – программа предлагает строгую, скрупулезную последовательность обучения с четко определенными задачами.

В частности, она определяет перечень глобальных навыков, в полной мере соответствующих Целям в области устойчивого развития(link is external), которые должен получить каждый выпускник средней школы, чтобы в полной мере осознать идею глобализации и вытекающую из нее возможность коллективной работы для улучшения качества жизни.

Стать гражданином мира

В настоящее время, в рамках руководимой мною в Гарвардском университете «Инициативы по разработке новаторских систем глобального образования»(link is external) ‒ международной исследовательской группы по вопросам политики и практических навыков – мы сотрудничаем с несколькими школами и сетями школьных учреждений по всему миру. Вместе мы учимся претворять в жизнь школьные программы, специально предназначенные для привлечения внимания к концепции воспитания учеников в духе глобальной гражданственности. Так, два вышеописанных курса обучения были переведены и адаптированы на китайский, испанский и португальский языки.

Создание условий, необходимых для качественного воспитания в духе глобальной гражданственности требует коллективного управления, скоординированной работы, а в долгосрочной перспективе – создания целого ряда общественных и частных организаций с целью подготовки и обучения педагогов, способных конкретизировать данный тип воспитания.

Также необходимо дать возможность руководителям образовательной системы делиться своим опытом с целью ускорить запланированное становление культуры лидерства, без которой, как я излагаю в книге One Student at a Time. Leading the Global Education Movement (Каждый студент по очереди. Во главе глобального образовательного движения, 2017 г.), наши системы образования не смогут соответствовать задачам XXI века.

Мы считаем, что благодаря качественным запланированным программами и эффективным педагогическим методам возможно научить молодые поколения стать активными гражданами мира. Образование – наш самый мощный рычаг, способный помочь ученикам в построении лучшего будущего. Именно сегодня задача воспитания в духе глобальной гражданственности каждого из 1,2 миллиардов живущих на планете детей является особенно животрепещущей.

 

Фернандо М. Реймерс

Фернандо М. Реймерс (Венесуэла) является практикующим профессором Высшей школы международного образования в фонде Форда. Специалист в области мирового образования, он также занимает должность директора рабочих групп «Инициатива по разработке новаторских систем глобального образования» и «Программы международной политики образования» в Гарвардском университете.


Вернуться назад