ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Подкасты: радио в новом обличье

Шивон МакХью
Подкасты: радио в новом обличье


20 февраля 2020

 

Подкасты — новый формат вещания, появившийся совсем недавно, — не просто дали традиционному радио новую жизнь. Всего за несколько лет они позволили ему стать ближе к радиослушателям.

Шивон МакХью

Радио, как никакое другое средство коммуникации, позволяет наладить с аудиторией особую связь, создавая у нее ощущение душевного разговора в кругу близких людей. Президент США Франклин Д. Рузвельт понял это еще в 1930-х годах, когда он начал выпускать серию своих «Бесед у камина». И если кому-то могло показаться, что с приходом интернета радио уйдет в прошлое, то стремительное распространение подкастов в последние годы помогло вернуть ему любовь слушателей.

Основных причин тому две. Во-первых, подкасты зачастую слушают наедине с самим собой, как правило, через наушники, благодаря чему кажется, будто ведущий говорит нам на ухо. Во-вторых, в отличие от вещания на широкую публику, в случае подкастов пользователи сами выбирают, что им слушать. Если на радио ведущий должен непрерывно прилагать усилия к тому, чтобы у слушателей не возникло желания переключиться на другую станцию, то ведущий подкаста может быть уверен: его хотят слушать. Он может позволить себе быть более расслабленным и искренним, а его аудитории будет легче себя с ним идентифицировать. Некоторые сравнивают знакомство с новым подкастом с зарождением новой дружбы, и, учитывая, что на платформе iTunes — самой крупной в этом сегменте — размещено около 700 тыс. подкастов, это означает просто невероятное количество потенциальных друзей.

Термин «подкаст» впервые был использован в 2004 году. Он образован от двух английских слов: iPod («айпод», портативный медиапроигрыватель американской компании Apple, позволяющий скачивать и слушать аудиофайлы) и broadcast («вещание»). Его придумал журналист газеты «Гардиан» Бен Хаммерсли в попытке дать название инновационной технологии, которая позволила радиостанциям записывать свои передачи и выкладывать их в интернет, а пользователям — скачивать их для прослушивания в удобное для себя время.

Новый способ использования силы голоса

Активному развитию индустрии подкастов способствовали два события. В 2012 году смартфоны компании Apple начали выходить с собственным приложением, дающим доступ к популярным подкастам. С этого момента выбрать и прослушать подкаст на мобильном устройстве стало возможно всего за пару кликов. Немногим позже, в 2014 году, сотрудники одной независимой американской радиостанции выпустили многосерийный подкаст Serial, в котором его автор и ведущая Сара Кениг проводит журналистское расследование убийства ученицы старших классов Хэ Мин Ли, совершенного в 1999 году в Балтиморе, США. В 2000 году за преступление был осужден бывший молодой человек девушки, Аднан Сайед, продолжающий отбывать заключение и сегодня. Сара Кениг, которая неоднократно беседовала с ним по телефону, нашла в деле нестыковки, ставящие приговор под сомнение, и на протяжении 12 эпизодов в деталях разбиралась в этом деле.

Таким образом, журналистка, получившая за свою работу многочисленные награды, открыла новый способ использования силы воздействия голоса. Подкаст Serial не был похож ни на одну из известных радиопередач. Сара Кениг обращалась к слушателям, словно в этой попытке докопаться до истины они были ее напарниками. Это способствовало оживленным обсуждениям в социальных сетях. Кроме того, повествование велось в естественной манере, не было ограничено эфирным временем, а каждый эпизод длился ровно столько, сколько было нужно для раскрытия его темы. Подкаст мгновенно завоевал популярность среди слушателей: только в первый месяц число скачиваний достигло пяти миллионов. Serial положил начало череде других подкастов с журналистскими расследованиями. Лучшие из них, к примеру, In The Dark(link is external) («В темноте»), также предлагали вниманию аудитории увлекательнейшие истории, а иногда и выявляли судебные ошибки.

Массовая культура, развлечения и новости

С тех пор индустрия подкастинга шагнула далеко вперед, предлагая аудиошоу, как их еще называют, на любой вкус. Популярность очень быстро приобрели подкасты-беседы, где ведущие импровизируют на выбранные темы. Их создание практически не требует средств: достаточно найти интересную тему и подобрать ведущих, которые понимали бы друг друга с полуслова. Среди них есть программы, ориентированные на женскую аудиторию, например, подкаст Call Your Girlfriend(link is external) («Позвони подружке»). В каждом его эпизоде две девушки-ведущие созваниваются и обмениваются мнениями по тому или иному вопросу. Большим успехом пользуется развлекательно-познавательный подкаст Stuff You Should Know(link is external), («То, что вам нужно знать»), в котором два ведущих рассказывают слушателям о самых разных вещах от научных явлений и истории до триатлона.

Еще один популярный формат — обзор новостей прошедшей недели журналистами. Как правило, он проводится в намеренно неформальной манере, что позволяет слушателям почувствовать себя «своим». Один из представителей этого жанра — Political Gabfest(link is external) («Политический треп») на платформе интернет-издания Slate в США. На похожем подходе основан и французский подкаст Le Nouvel Esprit Public(link is external) («Новое общественное мнение»), созданный журналистом со стажем Филиппом Мейером после закрытия на радио его передачи. С той разницей, что здесь ведущий беседует с приглашенными представителями интеллигенции.

Подкасты выходят и на гораздо менее серьезные темы. Появляется все больше разговорных шоу о произведениях поп-культуры, например, популярных телесериалах. Для этого формата превосходно подходят и интервью, о чем свидетельствует бешеный успех «Шоу Джо Рогана» (The Joe Rogan Show(link is external)) в англоговорящих странах. Его ведущий, американский юморист, беседует со знаменитостями.

В мире СМИ очень быстро поняли, что подкасты представляют собой отличный способ расширить аудиторию. В 2017 году газета «Нью-Йорк Таймс» запустила проект «Дейли» (The Daily(link is external)) — ежедневный обзор новостей, выходящий под девизом «Новости должны звучать именно так». Рецепт успеха этого подкаста, который ведет репортер «Нью-Йорк Таймс» Майкл Барбаро, прост: выбрать одно-два важнейших события дня; подготовить о них репортаж, опираясь на опыт 1300 журналистов газеты; представить его в неформальной и личной манере; и подать под оригинальное звуковое сопровождение. Результат не заставил себя ждать, чему, несомненно, способствовала и бесплатная подписка на сервис: подкаст привлек толпы молодых людей, и уже через два года число скачиваний каждого подкаста «Дейли» превысило два миллиона. В сентябре 2019 года общее число скачиваний достигло рекордной отметки в миллиард.

Лидерами по созданию подкастов являются англоязычные страны во главе с США, но в скором времени это может измениться. В марте 2019 года компания Voxnest, специализирующаяся на звуковых технологиях, отмечала, что быстрее всего число слушателей подкастов растет в Латинской Америке, особенно в Чили, Аргентине, Перу и Мексике. Об этой тенденции свидетельствует успех Radio Ambulante(link is external), крупнейшего в испаноязычном мире журналистского подкаста.

Кроме того, этот сегмент активно развивается в Индии, в частности благодаря таким крупным сервисам, как IVM Podcasts(link is external). Этому способствуют и индийцы, живущие за рубежом, которые создают такие разговорные подкасты, как India Explained(link is external), рассказывающий об Индии. На Ближнем Востоке насчитывается около 400 подкастов, в том числе Eib (с араб. «Стыд») в Аммане, Иордания, посвященный обсуждению социальных, культурных и религиозных табу.

Для Китая характерна иная тенденция: пользователи слушают обучающие курсы за небольшую плату или подписываются на интерактивные подкаст-сервисы. Один из них, Himalaya, объединяет порядка 600 млн подписчиков, которые выкладывают туда свои песни, говорят о семье и слушают аудиокниги. Другой недавно созданный подкаст Gushi FM (link is external)— китайская версия американской радиопередачи и подкаста This American Life(link is external) (с англ. «Эта американская жизнь») — дает пользователям возможность в подробностях рассказать истории из своей жизни.

Природа подкастов позволяет им стать эффективным средством борьбы с социальным отчуждением. Конечно, для создания интересного подкаста необходимо владеть азами звукозаписи и знать ключевые принципы(link is external) производства аудиоматериалов, но, усвоив эти знания, делать подкасты может практически каждый. Они дают уникальную возможность заявить о себе и быть услышанными маргинальным группам: политическим и религиозным меньшинствам, представителям ЛГБТ-сообщества, инвалидам, пожилым людям и пр.

Сейчас подкасты создают и общинные группы, активисты, НПО и другие учреждения. Так, для некоммерческой организации Cancer Council Australia(link is external) они служат средством распространения информации и оказания поддержки, для университетов — способом представить результаты своих исследований, а Верховный суд австралийского штата Виктория в рамках новаторского проекта, призванного повысить прозрачность правосудия, создал подкаст Gertie’s Law(link is external), в котором судьи рассказывают о своей работе.

В мире, где дезинформация стала обыденным явлением, а традиционные СМИ вызывают недоверие, подкасты, позволяющие получать правдивую информацию из первых рук, предоставляют широчайшие возможности не только в плане развлечения и обучения, но и с точки зрения проведения журналистских расследований, содействия социальной справедливости и интеграции, повышения прозрачности и укрепления доверия в обществе.

Шивон МакХью

Преподаватель журналистики в университете г. Вуллонгонг (Австралия) Шивон МакХью является соавтором целого ряда нарративных подкастов. Некоторые из них были отмечены премиями, в частности Phoebe’s Fall(link is external)Wrong Skin(link is external) и The Last Voyage of the Pong Su


Вернуться назад