ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Незримый голос

Эмма Родеро
Незримый голос


20 февраля 2020

 

cou_01_20_radio_voix_website.jpg

В отсутствие изображения радиослушатели находятся в полной власти голоса ведущего.

В отсутствие изображения радиослушатель находится в полной власти голоса, который погружает его в нарративный поток и создает мысленные образы, способствующие восприятию того, что говорит ведущий.

Эмма Родеро

Когда мы слышим голос радиоведущего, у нас возникает множество эмоций, ощущений и мысленных образов, на которые мы, слушатели, бессознательно опираемся, чтобы воссоздать облик говорящего и представить себе содержание его слов. Чем больше таких образов и чем они ярче, тем более полно наш мозг воспринимает звучащую речь. Голос радиоведущего оставляет в сознании слушателя четкий звуковой отпечаток, который состоит из физического и психологического облика говорящего и из содержания сообщения.

Когда мы слушаем радио, нам кажется, что между нами и говорящим устанавливается связь: мы погружаемся в его речь. Это погружение происходит на психологическом уровне. Ощущение близости с радиоведущим и вовлечение в его рассказ заставляют слушателя чувствовать себя комфортно.

При этом у слушателя могут складываться определенные представления о внешности ведущего — и часто они близки к правде. Исследования показали, что у нас есть уникальная способность распознавать на слух некоторые особенности говорящего по его голосу, например, возраст, пол, рост и вес, хотя последние две характеристики определить сложнее всего.

Формирование мысленного образа

Когда мы слышим голос, мы рисуем в сознании портрет человека, которому он принадлежит, основываясь на характеристиках звука. В ходе одного исследования, которое я проводила в 2013 году совместно с Олацем Ларреа, группа участников прослушала по радио новостной текст, прочитанный разными людьми. Другой группе дали прослушать тот же текст, но предварительно показали им фотографии говорящих. 73 % участников из второй группы заявили, что на их восприятие повлияли фотографии: им было сложнее задействовать воображение.

В обеих группах часть слушателей мысленно представляла себе говорящего, однако происходило это по-разному. Среди тех, кто не видел фотографии, доля представляющих себе обладателя голоса составила 39 %, а во второй группе — только 18,5 %. Участники из первой группы были более внимательными и сосредоточенными, и, что особенно важно, лучше запомнили информацию.

Образ говорящего, который слушатель выстраивает в своем воображении, во многом зависит от стереотипов, транслируемых СМИ и искусством, особенно кино. Так, отрицательный персонаж зачастую имеет низкий и грубый голос. В результате таких устойчивых стереотипных ассоциаций голос конкретного радиоведущего вызовет у многих из нас одни и те же образы. Если голос слабый и высокий, мы представим себе человека невысокого роста, если чувственный и низкий — человека с соблазнительной внешностью, хотя это может и не соответствовать действительности. Именно поэтому многие слушатели удивляются, когда видят радиоведущих.

Одним из определяющих свойств голоса в создании мысленного образа является его высота. Высокий голос обычно ассоциируется с положительными эмоциями — хорошим настроением, воодушевлением или радостью, но также с чувством тревоги, страха и беспокойства.

Низкий голос — фактор доверия

Наше исследование показало, что радиослушатели воспринимают высокие голоса как напряженные, отдаленные, холодные и слабые. Низкий голос, как правило, ассоциируется с крепким телосложением, высоким ростом и темными волосами. Но если радиослушатели предпочитают именно низкие голоса, то в первую очередь потому, что они вызывают к себе доверие, создают впечатление зрелости и помещают говорящего в позицию авторитета.

Согласно исследованию Клауса Р. Шерера, опубликованному в научном журнале Journal of Voice(link is external) («Журнал о голосе») за сентябрь 1995 года, когда человек слышит голос радиоведущего, он может определить черты его характера и эмоциональное состояние с точностью в 65 %. Наши голоса содержат информацию о нашей личности: так, люди с очень высоким темпом речи зачастую воспринимаются как эмоциональные и общительные, тогда как люди с тихим голосом считаются стеснительными.

Манера говорить также отражает состояние и намерения говорящего — в нашем случае, радиоведущего — и потому от нее будет зависеть эффект, произведенный на слушателей. Крайне важна просодика речи — сложная комбинация интонации, темпа, дикции и пауз. В этом отношении главное правило радиоведущего — избегать крайностей: монотонности и чрезмерной экспрессивности. Монотонная речь, которая отличается слабыми модуляциями голоса, чревата тем, что слушатель может потерять интерес. Для слишком эмоциональной речи, наоборот, характерны высокий восходящий тон и резкие перепады в мелодике и интонации. Ее часто можно слышать в рекламных роликах и выпусках новостей. Ей также лучше не злоупотреблять, поскольку чрезмерная эмоциональность может раздражать и препятствовать пониманию сказанного.

Поэтому лучшая тактика для радиоведущего — это использовать модуляцию голоса: начинать фразу с высокого тона, чтобы привлечь внимание слушателя, а заканчивать низким тоном, чтобы подчеркнуть главное.

С помощью специальных вокальных упражнений радиоведущие могут научиться создавать в сознании слушателей детальные образы и впечатления, вызывать у них определенные желания и эмоции. Нам остается только отдаться во власть их голоса, дать свободу своему воображению и эмоциям и погрузиться в повествование.

Эмма Родеро

Исследовательница и преподаватель на факультете коммуникации Университета Пумпеу Фабра в Барселоне (Испания) Эмма Родеро возглавляет лабораторию медиапсихологии(link is external) при этом вузе. Она также является директором и специалистом по совершенствованию навыков коммуникации в лаборатории CCLab при Барселонской школе управления.


Вернуться назад