ИНТЕЛРОС > №1, 2021 > Мода на этнику: кому это выгодно?

Марта Турок
Мода на этнику: кому это выгодно?


08 февраля 2021

 

cou_01_21_idea_website_01.jpg

Мария Хименес из поселения Санта-Мария-Тлауитольтепек, одетая в рубашку с узором в виде священного пейзажа, несет на спине глиняные горшки собственного изготовления. В ее деревне гончарным делом занимаются только женщины.

На витринах бутиков всего мира регулярно появляются предметы одежды и аксессуары с популярными нынче этническими узорами, в том числе у самых престижных марок. Однако при их создании дизайнеры далеко не всегда консультируются с представителями общин, чьей культуре они принадлежат. Мексиканский антрополог и специалист по традиционному ткачеству Марта Турок призывает к большему уважению прав и интересов коренных народов.

Марта Турок
Мексиканский антрополог, хранительница коллекции народного творчества Рут Д. Лечуги в музее декоративно-прикладного искусства Франца Майера (Мехико), автор целого ряда книг и статей о традиционных ремеслах

Эта история берет начало в 2015 году, когда известная певица и член мексиканского Сената Сузана Харп с удивлением обнаружила в одном из бутиков торгового центра Лас-Вегаса (США) украшенную вышивкой блузку с длинным рукавом, подобную тем, что носят женщины народа михе из поселения Санта-Мария-Тлауитольтепек, расположенного в штате Оахака на юге Мексики.

Покрой, техника вышивки, цветовая гамма и узор изделия точь-в-точь походили на традиционную женскую рубашку михе. Однако само оно было изготовлено в Индии и продавалось как творение французского дизайнера за цену в 290 долларов — в то время как средняя стоимость такой рубашки в общине михе составляла 35 долларов.

При этом нигде на ярлыке не указывалась информация о происхождении изделия. Возмущенная Сузана Харп разместила фотографию блузки в социальных сетях и обвинила дизайнера в плагиате и неправомерном присвоении элементов чужой культуры. 

В последующие месяцы лидеры общины михе совместно с представителями местных вышивальщиц неоднократно выступали в городах Оахака и Мехико с заявлениями. Они подчеркивали, что дизайнер не связывалась с ними, тем самым лишив их возможности объяснить значение этого узора, история которого насчитывает 600 лет. По их словам, традиционная одежда михе не предназначена для продажи за пределами поселения. Особый акцент представители общины делали на том, что в данном случае речь идет не о предоставлении права на воспроизведение или выплате лицензионных платежей, а о чем-то гораздо более важном.

Священный пейзаж

Любопытно, что одновременно с этим в судебные органы Франции обратилась другая французская марка одежды, обвинив того же дизайнера в плагиате и копировании этого узора у них. Чтобы выиграть дело в суде, дизайнер призналась, что изначально увидела узор на женской рубашке, приобретенной ей во время посещения мексиканской общины михе, и представила доказательства того, что эта ее поездка была совершена до акта, в котором обвинял ее истец. 

В заключение создательница одежды подчеркнула, что «позаимствовала» крой рубашки и узор у общины Санта-Мария-Тлауитольтепек, признавая тем самым, что она не является их автором. В то же время Мексиканский институт промышленной собственности (IMPI(link is external)) по просьбе Сената Мексики заявил, что в данном случае о плагиате говорить нельзя, поскольку «произведение» не запатентовано.

Следует отметить, что на прикрепленном к блузке ярлыке значилось, что она «изготовлена из хлопкового муслина цвета экрю и украшена изящным цветочным мотивом, вышитым нитями черного и бордового цветов». Однако узор на  традиционных рубашках женщин из поселения Санта-Мария-Тлауитольтепек, который на языке михе носит название  «хаамнихуи» (xaamnïxuy), на самом деле изображает священный пейзаж: солнце, агавы, землю, тропу, горы, приношения, воду и цветы. Для жителей поселения ношение одежды с ним выполняет защитную функцию и позволяет подчеркнуть свою принадлежность общине. 

Все, чего требовали в этом деле представители общины михе, — это уважение их воли. Они не могли допустить, чтобы элемент их традиционного костюма был вырван из культурного контекста и превращен в один из многочисленных товаров на мировом рынке недолговечной моды. При условии, что производство и коммерциализация будут осуществляться под контролем и с соблюдением требований общины михе, они не возражали против изготовления и продажи рубашки и других предметов одежды внутри и за пределами поселения.

Все, чего требовали представители общины михе, — это уважение их воли

После широкой огласки в СМИ спрос на вещи с узором михе возрос. В сентябре 2018 года в городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас (штат Чьяпас, Мексика) состоялась первая латиноамериканская встреча, посвященная защите культурного наследия, традиционных знаний и умений, коллективной интеллектуальной собственности и территорий коренных народов. Ткачихи и вышивальщицы михе, которые приняли участие в мероприятии, однозначно заявили: «Наши умения передаются из поколения в поколение не для того, чтобы становиться предметом приватизации и патентов. Результаты нашего труда и все наше наследие являются неотъемлемой частью жизни нашей общины».

Обвинения в плагиате

Этот случай наглядно демонстрирует актуальность вопроса о защите интеллектуальной собственности коренных народов. Исконные народы и общины, а также их ремесленники все чаще заявляют о неправомерном использовании элементов их культуры посторонними субъектами без предварительного разрешения или консультации. В результате число обвинений в культурной апроприации, плагиате и хищении интеллектуальной собственности непрерывно растет.

Глобализация, новые технологии и географическая мобильность способствуют распространению информации, позволяя, как на витрине, увидеть все культурное многообразие из любой точки мира. Ввиду несовершенства механизмов защиты коллективных культурных прав лица, не принадлежащие к той или иной культуре, без каких-либо усилий получают доступ к традиционным мотивам и формам. Они могут использовать и интерпретировать их по своему усмотрению, подчас демонстрируя отношение, свойственное приверженцам неоколониализма. Парадоксально, но эти же явления позволяют коренным народам и их правозащитникам быстрее узнавать о подобных злоупотреблениях и своевременно на них реагировать.

Так, в период с 2012 по 2019 год одна только неправительственная организация Impacto, которая активно содействует защите прав и развитию коренных народов, выявила не менее 39 случаев культурного плагиата, совершенного по меньшей мере 23 крупными производителями одежды. В СМИ регулярно появляются сообщения, изобличающие подобную практику, однако злоупотребления продолжают иметь место и, за редким исключением, остаются безнаказанными. Пострадавшим общинам ничего не остается, кроме как беспомощно наблюдать, как крупные промышленные компании, престижные международные марки и даже местные предприятия наживаются на так называемом этническом стиле. И, в отсутствие явного владельца и правовой защиты, делают это без особых усилий и последствий. Всеобщее бездействие лишь усиливает чувство несправедливости, возмущения и беззащитности перед расхищением нематериального культурного наследия.

Злоупотребления продолжают иметь место и, за редким исключением, остаются безнаказанными

Отчасти такая ситуация объясняется тем, что законы об интеллектуальной и промышленной собственности Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС(link is external)) и требования ущемленных коренных народов основываются на диаметрально противоположных подходах и мировоззрениях, в которых понятия собственности и наследия рассматриваются и воспринимаются по-разному.

В этом отношении особого внимания заслуживает недавняя реформа мексиканского федерального закона об авторском праве. Новые положения, вступившие в силу в январе 2020 года, предусматривают выведение произведений народного творчества и ремесел из сферы общественного достояния и отнесение их к той же правовой категории, что и произведения литературы и искусства.

Отныне для использования, коммерческой эксплуатации и массового производства произведений традиционного искусства Мексики необходимо будет получить на то разрешение общины, к чьей культуре они принадлежат. Кроме того, в настоящее время в стране обсуждается проект еще одного закона, предусматривающего наказание за несанкционированное использование (плагиат) элементов культуры и самобытности коренных народов и общин. Этот текст закладывает основу для единой для всей страны, штатов и муниципалитетов системы охраны, защиты, идентификации, документирования, изучения, популяризации, передачи и возрождения этих элементов.

Хотя для решения этой проблемы предстоит сделать еще очень многое, такой шаг со стороны Мексики является важным этапом на пути к большему уважению прав и интересов коренных народов.


Вернуться назад