ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Поэт в сердце общества

Поэт в сердце общества


01 октября 2017

 

cou_02_17_9.jpg

Этот портрет Махмуда Дарвиша, (1941-2008 гг.), сделанный французским художником Эрнестом Пиньон-Эрнестом, украшал стены в Рамалле в 2009 году, где жил палестинский поэт.
© Ernest Pignon-Ernest
Поэзия, как и любое творчество, является одной из главных основ гуманитарной сферы познания. Oна передает человеческие знания и ценности с помощью чувств, эмоций и воображения и, таким образом, всецело формирует душу человека.

Танелла Бони

Искусство не рассуждает. Оно рождается из эмоций, чувства и воображения. Оно не требует аргументации, проверок и доказательств, поскольку не относится к научным знаниям. И тем не менее, обходя стороной протоптанную стезю науки и избирая свой собственный неповторимый путь, искусство играет первостепенную роль в формировании личности. Оно передает знания и общечеловеческие ценности, необходимые для восприятия мира и другого человека. Таким образом, художественное творчество устанавливает между людьми очень тесную связь, превосходящую по своей значимости принадлежность к определенным языкам, верованиям и культурам. Именно поэтому, искусство может в полной мере считаться основой гуманитарного знания.

Эпоха гуманитарных наук

Гуманитарные науки включают в себя литературные, лингвистические, философские и творческие дисциплины, в которых непредвзятость, широта взгляда и человеческая природа находятся в центре общественного внимания.

Во многих франкоязычных странах термин "humanités" - гуманитарныe науки, на сегодняшний день потерял свою актуальность и продолжает использоваться лишь в некоторых университетских кругах. Однако, в прошлом во французской образовательной системе прохождение курса гуманитарных наук было обязательным этапом. Под этим подразумевалось знакомство с классикой, изучение древних языков, чтение Гомера, Вергилия и других древних авторов. Такое широкое образование, позволяющее изучить многогранность человеческого бытия, давало возможность приобрести более открытый взгляд и и развить тонкое восприятие других цивилизаций.

Вo многих частях света, например, в африканских культурах, также существует своя классикa. Это момент инициации, когда молодым девушкам и юношам передаются традиции и культурное наследие, которые должны помочь им нa их жизненном пути. Передача такого опыта и становится для них своего рода курсом гуманитарных наук.

Каждая эпоха, каждая культура имеет свое собственное собрание обязательных текстов, своих классических наук и в прошлом поэзия занимала среди них главное место. В прошлом, но не в настоящем. К сожалению, в нашем суетном мире существует тенденция забывать о ее существовании. Именно поэтому, мне хотелось бы уделить ей отдельное внимание, чтобы доказать, что поэзия является неотъемлемой частью гуманитарного знания и помочь ей избежать забвения.

Что может поэзия

Общества без поэтов не существует. И хотя творческий процесс происходит в одиночестве, поэты не живут в замкнутом мире как отшельники. Поэты - это творцы вселенных, которыми

они стремятся поделиться с обществом. Независимо от того, напечатаны ли стихи в книгах или звучат в песнях, поэты играют первостепенную роль в образовании.

Это отмечали еще древнегреческие философы. По их мнению, поэзия воплощала опыт обучения, многостороннюю культуру, предшествующую любой специализации, научной или политической. Они осознавали до какой степени изучение Гомера и других великих поэтов было важно для формирования духа молодых свободных греков (за исключением рабов и метеков). Вот почему в своем произведении "Государствo" Платон упрекает Гомера в том, что тот изобразил богов в негативном свете в своих стихах, и в заключение принимает решение вовсе изгнать поэтов из полиса!

Недовольство великого философа великим поэтом несоменно проистекает как из того, чем является поэзия, так и из того, чем она не является.

Но кто мог когда-либо дать четкое объяснение тому, что такое поэзия? Для аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса определение поэзии как «выражение красоты с помощью искусно скомбинированных слов», могло бы, конечно, фигурировать в словаре, но все же было бы недостаточно точным. «Речь идет об очень глубоких понятиях, которые могут быть выражены лишь с помощью символов, уиверсальных для всего человечества», поясняет он.

Передать восприятие мира

Поэзия создана для того, чтобы делиться чувствами. Именно так она формирует человека, его душу. Воздействуя через эмоции, ощущения, воображение, она передает знания и человеческие ценности, понятия о добре и зле, историю, воспоминания о значимых событиях, связь человека с природой, старинные традиции.

Это познание является не только пробуждением чувств благодаря созданию прекрасного с помощью слов, но оно также несет в себе развитие воображения и памяти. Оно воплощает наши возможности, как духовные так и физические. Ведь форма того, что говорится или пишется столь же важна, как и сама идея, или содержание, заложенное в ней. Поль Валери писал в своих «Тетрадях» : « Цель поэта не в том, чтобы передать читателю свои мысли, а в том чтобы пробудить в нем эмоциональное состояние, которому будет сопутствовать мысль, подобная (но не идентичная) его собственной. Таким образом, идея играет (как для поэта, так и для читателя) лишь второстепенную роль».

Столкнувшись с реальным миром, в котором поэт чувствует себя будто унесенным течением, он тем не менее продолжает полностью отдавать себя «опасному творческому процессу. » Такое выражение использовал французский писатель Альбер Камю в своей речи «Художник и его время» (Упсала, Швеция, 14 декабря 1957 г.). Именно проходя через этот процесс, чтобы спасти жизнь, находящуюся под угрозой, или просто, чтобы выразить радость бытия, поэт вновь завоевывает свое место в сердце общества.

 

Танелла Бони

Поэт, романистка, философ и автор книг для юношества, Танелла Бони (Кот-д'Ивуар) является профессором Университета имени Феликса Уфуэ-Буаньи в Абиджане, вице-президентом Международной федерации философских обществ (МФФО), а также членом Академии наук, искусств и культур Африки и африканских диаспор (ASCAD).


Вернуться назад