Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2017
24 марта 2017 года Совет Безопасности ООН единогласно принял первую в истории резолюцию о защите культурного наследия – резолюцию 2347. Мировое сообщество шло к такому решению на протяжении полутора веков, и события последних лет лишь ускорили этот процесс. Теперь можно с уверенностью утверждать, что общественность в полной мере осознала важную роль, которую играет культурa в деле обеспечения безопасности.
Катрин Фьянкан Баконга
Начиная с 1980-х годов в мире наблюдается обострение вооруженных конфликтов, в особенности в странах Центральной Азии, таких как Афганистан. Позднее эскалация боевых действий произошла на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, в Ираке и в регионе Сахель в Мали. При этом объектом нападений террористических группировок все чаще становятся исторические памятники, а масштаб нелегального вывоза объектов, имеющих важное культурное значение, стремительно растет. В ответ на разрушительные действия ИГИЛ международное сообщество активно разрабатывает новые меры, которые позволили бы сохранить культурную память человечества для будущих поколений. В 2017 году стремление защитить всемирное культурное наследие привело к единогласному принятию Советом Безопасности ООН резолюции 2347, которая официально признает, что охрана культурного наследия является одним из главных аспектов безопасности.
Это беспрецедентное событие свидетельствует о том, что мировое сообщество наконец в полной мере осознало вклад культуры в обеспечение безопасности. Однако для того, чтобы идея о неприкосновенности культурных ценностей в период вооруженных конфликтов наконец была выражена в резолюции, потребовалось достаточно много времени.
Первые попытки выработать нормы ведения военных действий были сделаны в конце XIX века. 27 июля 1874 года пятнадцать европейских государств организовали встречу в Брюсселе, Бельгия, с целью рассмотрения проекта международного соглашения о законах и обычаях войны. Через месяц по итогам этой встречи была издана декларация, статья 8 которой предусматривает, что «любой захват, а также умышленное уничтожение или повреждение […] исторических памятников, произведений науки и искусства должно преследоваться по закону компетентными органами».
Двадцать пять лет спустя, в 1899 году, по инициативе российского императора Николая II в Нидерландах состоялась международная конференция по разоружению и миру. Повестка дня включала пересмотр декларации 1874 года, которая так и не была ратифицирована, и принятие Конвенции и Положения о законах и обычаях войны.
Эти документы значительно способствовали развитию международного права и заложили основы принципа неприкосновенности культурных ценностей. В частности, статья 27 Конвенции гласит: «При осадах и бомбардировках должны быть приняты все необходимые меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники [...] при условии, чтобы таковые здания и места не служили одновременно военным целям. Осаждаемые обязаны обозначить эти здания и места особыми видимыми знаками, о которых осаждающие должны быть заранее поставлены в известность».
Три десятилетия спустя, в 1935 году, в Преамбуле к Пакту Рериха – панамериканской инициативе по защите художественных и научных учреждений и исторических памятников – была сформулирована идея о том, что культурные ценности составляют «культурное наследие народов» и «в случаях угрозы» должны подлежать охране.
Решающий шаг в этом направлении был предпринят после Второй мировой войны. В 1948 году Нидерланды представили на рассмотрение ЮНЕСКО новый проект международного соглашения о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Тогда Организация приступила к редакции нового документа – Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, которая была принята в 1954 году.
Охрана и уважение – ключевые понятия Конвенции и Протокола к ней 1954 года. В этих документах признано на международном уровне, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества». Стороны Конвенции обязуются «обеспечить иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой», под которую «может быть взято ограниченное число укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и других недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение».
В том же году власти Египта приняли решение о строительстве высотной Асуанской плотины. Этот проект, предполагающий создание водохранилища в долине Нила, поставил под угрозу затопления большое число старинных нубийских памятников, созданных три тысячи лет назад. По просьбе Египта и Судана ЮНЕСКО приступила к кампании по защите этого ценнейшего культурного наследия. Нубийская кампания продлилась с 1960 по 1980 год и вошла в историю как одна из самых масштабных в своем роде. Она заложила основы еще одного соглашения – Конвенции 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия, в рамках которой был учрежден Список всемирного наследия человечества. Этот документ также предусматривает внесение в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, тех объектов, которым угрожает серьезная опасность, в том числе в результате текущих или потенциальных вооруженных конфликтов.
Эти соглашения и сотрудничество с ЮНЕСКО позволили Международному уголовному трибуналу по бывшей Югославии в 2004 году вынести первый в истории обвинительный приговор за преднамеренное разрушение культурного наследия. Бывший адмирал югославского военно-морского флота Миодраг Йокич был осужден на семь лет тюремного заключения, так как под его командованием Старый город Дубровника серьезно пострадал в результате обстрела в период с начала октября по конец декабря 1991 года. В тот же год объект был включен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.
Вышеупомянутые конфликты побудили ЮНЕСКО и ряд государств-участников пересмотреть Гаагскую конвенцию и дополнить ее еще одним протоколом. Второй протокол, который был принят в 1999 году, ввел новый режим усиленной защиты культурных ценностей, имеющих большое значение для человечества. С целью их охраны на национальном уровне должны приниматься надлежащие законодательные меры, предусматривающие соответствующие наказания в случаях серьезных нарушений положений Конвенции. Под серьезными нарушениями имеются в виду, в частности, акты кражи, грабежа, нападения и вандализма, направленные против культурных ценностей, в особенности тех, которые находятся под усиленной защитой.
Недавно, в 2016 году, произошло еще одно знаковое событие. Международный уголовный суд (МУС) признал малийского экстремиста Ахмеда аль-Факи аль-Махди виновным в совершении военного преступления и приговoрил его к девяти годам лишения свободы. В 2012 году аль-Махди принял участие в преднамеренном разрушении 10 религиозных сооружений в Томбукту, когда город находился под контролем радикальной группировки «Ансар-ад-Дин», связанной с «Аль-Каидой». С этим приговором разрушение культурного наследия впервые в истории было признано военным преступлением.
«После разрушения культурных памятников в Мали ЮНЕСКО незамедлительно обратилась в Международный уголовный суд, с тем чтобы эти преступления не остались безнаказанными», – поясняет Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Организация также приняла целый ряд мер по сохранению поврежденных объектов, начиная с предоставления вооруженным силам топографических данных и заканчивая участием в восстановлении гробниц. Кроме того, в соответствии с резолюцией 2100 Совета Безопасности в рамках ООН впервые была создана миссия, в задачи которой входит охрана культурного наследия конкретной страны, – МИНУСМА (Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали). В частности, на миссию возлагается обязанность «совместно с ЮНЕСКО оказывать помощь в охране культурных и исторических объектов в Мали от агрессивных действий».
Переломным этапом в отношении международного сообщества к культурному наследию стал 2015 год. В феврале этого года при содействии ЮНЕСКО около 50 стран приняли резолюцию 2199 Совета Безопасности ООН, запрещающую торговлю культурными ценностями из Ирака и Сирии. «В резолюции отмечается, что культурное наследие оказалось сегодня на передовой линии конфликтов и поэтому должно играть первостепенную роль в восстановлении безопасности и разработке политических мер в ответ на кризис», – заявила по этому случаю Ирина Бокова.
Уверенная в эффективности «мягкой силы», Генеральный директор ЮНЕСКО объявила о начале кампании #ВместеВоИмяНаследия через месяц после принятия резолюции в ходе визита в Багдад, Ирак. В задачи этой глобальной инициативы, проводящейся в социальных сетях, входит популяризация культурного наследия и привлечение молодежи к его охране.
1 сентября 2015 года Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР) опубликовал спутниковые фотографии, свидетельствующие о разрушении боевиками ИГИЛ храма Баала в Пальмире в Сирии. Главное здание храма, входящего в Список всемирного наследия, было стерто с лица земли. В связи с этим событиeм, в ходе Генеральной Ассамблеи ООН Италия выступила с предложением создать первое в мире специальное подразделение по защите культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях. Получившее название «голубые каски культуры», это подразделение было сформировано в феврале 2016 года в рамках соглашения между ЮНЕСКО и Италией. В его состав входят эксперты в области культурного наследия и итальянские карабинеры, специализирующиеся на борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей.
В декабре 2016 года Объединенные Арабские Эмираты и Франция при поддержке ЮНЕСКО организовали в столице ОАЭ Абу-Даби международную конференцию по защите культурного наследия в зонах конфликта. В мероприятии приняло участие более 40 стран, которые выразили «общее стремление спасти находящееся под угрозой культурное наследие от разрушения и незаконной торговли» и подчеркнули, что все конвенции, принятые с 1899 года, «призывают нас защищать не только человеческие жизни, но и культурные ценности».
По мнению Ирины Боковой, в обществе начинает вырисовываться «новый культурный ландшафт», формируется «новое глобальное понимание», зарождается «новое видение взаимосвязи между миром и наследием». Об этом свидетельствует и резолюция 2347 Совета Безопасности ООН, единогласно принятая 24 марта 2017 года.
Этот документ, ставший логическим продолжением международной конференции в Абу-Даби, отражает две основные идеи, озвученные ее участниками. В частности, в резолюции говорится о создании международного фонда и сети «безопасных зон», призванных обеспечить защиту культурного наследия, находящегося под угрозой, в условиях вооруженного конфликта. В резолюции также отмечается связь между незаконным оборотом культурных ценностей и финансированием деятельности террористических группировок, а также связь терроризма с организованной преступностью.
Впервые в истории в резолюции ООН рассматриваются все возможные действия, ставящие под угрозу культурное наследие во время конфликтов, причем независимо ни от местоположения культурных ценностей, ни от того, кто является автором преступлений – террористические группировки, фигурирующие в списках ООН, или любые другие вооруженные формирования.