ИНТЕЛРОС > №4, 2020 > Рынок искусства: жертва своего успеха

Марк-Андре Ренольд
Рынок искусства: жертва своего успеха


03 ноября 2020

 

cou_03_20_wide_angle_renold_web.jpg

Эти две шедевральные скульптуры — головы буйвола и лошади (IV в. до н. э. – II в. н. э.) были изъяты итальянскими карабинерами в Риме в 2018 г. вместе с другими произведениями искусства.

Незаконная торговля предметами искусства и древности ― один из наиболее прибыльных сегментов черного рынка. Ее процветанию способствуют, в частности, высокий покупательский спрос, пробелы в законодательстве, пособничество участников рынка, рост числа разграблений в охваченных конфликтами странах и развитие торговли через интернет.

Марк-Андре Ренольд
Профессор Женевского университета, руководитель кафедры ЮНЕСКО по международному праву в сфере защиты культурных ценностей, директор Центра по правовым вопросам в сфере искусства

Согласно докладу о состоянии мирового рынка искусства (Global Art Market Report(link is external)), в 2019 году объем этого рынка составил не менее 64 миллиардов долларов. Эта колоссальная цифра ― результат высокого спроса на произведения искусства и памятники древности, который в последние годы продолжал неизменно расти.

Парадокс заключается в том, что такой интерес к культурным ценностям ставит под угрозу их сохранность, поскольку увеличение спроса способствует не только развитию легального рынка искусства, но и росту числа краж из музеев, частных коллекций и культовых сооружений. Порой оно приводит к необратимому разрушению археологических объектов и разграблению старинных зданий и памятников.

В отсутствие статистических данных оценить масштабы нелегального рынка непросто, однако некоторое представление о нем позволяют составить недавние беспрецедентные случаи изъятия полицией культурных ценностей в ряде европейских стран. Например, в октябре 2019 года в Болгарии в ходе операции «Медикус»(link is external) Европол изъял 4600 предметов искусства и арестовал восемь человек. Спустя месяц в результате операции в Италии(link is external) были изъяты 10 000 предметов и арестованы 23 человека. 

Легализация предметов искусства

Ключевую роль в торговле похищенными ценностями играет соучастие различных субъектов рынка искусства ― торговцев, аукционистов, музейных хранителей и частных лиц, ― причем независимо от того, действуют они добросовестно или нет. Пособничество лиц, предоставляющих фальшивые документы и сертификаты о происхождении, имеет решающее значение для легализации предметов искусства. Незаконному обороту также способствует отсутствие четких норм и необходимых средств для обеспечения соблюдения закона. 

Когда похищенные произведения искусства и культурные ценности при помощи галерей и аукционных домов попадают на легальный рынок, распознать их становится сложнее. Тот лишь факт, что объект продается в художественной галерее или выставлен в музее, может снять опасения относительно его происхождения, каким бы сомнительным оно ни было на самом деле.

Рост числа конфликтов в последние годы еще больше усугубил ситуацию. «Арабская весна» 2011 года и последовавшие за ней гражданские войны повлекли за собой систематические кражи предметов древности представителями малоимущего населения и организованными преступными группами. 

Музеи, археологические объекты и памятники, составлявшие уникальное культурное наследие Сирии и Ирака, были разграблены. В марте 2017 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2347(link is external), в которой выразил свою озабоченность этой ситуацией и отметил, что незаконный оборот предметов древности является одним из источников финансирования «Исламского государства». В резолюции также подчеркивается, что для нелегальной торговли все чаще используется интернет.

Развитие торговых онлайн-площадок и социальных сетей действительно значительно упростило продажу незаконно приобретенных культурных ценностей. Одновременно с этим новые технологические разработки, такие как гидролокаторы и подводные роботы, облегчили задачу грабителям, позволяя ускорить проведение незаконных раскопок, в том числе в труднодоступных местах.

Недостаточная строгость наказаний

В ответ на активное развитие нелегального рынка государства принимают нормативные акты, которые нередко основываются непосредственно на международных конвенциях ЮНЕСКО. Однако в своих усилиях страны сталкиваются с целым рядом препятствий. Так, требования, касающиеся экспорта, зачастую являются слишком жесткими, что затрудняет их выполнение. Кроме того, меры уголовной ответственности, если таковые предусмотрены, как правило, предполагают применение наказаний, имеющих слабый сдерживающий эффект.

Еще одна проблема заключается в том, что соблюдение действующих правил в большинстве случаев не вознаграждается надлежащим образом. Дело в том, что многие предметы люди находят случайно в ходе сельскохозяйственных или строительных работ. Но в отсутствие вознаграждения, а также желая избежать приостановки своей деятельности, неизбежной в случае начала археологических раскопок, лица, обнаружившие предметы древности, зачастую предпочитают их уничтожить или продать на черном рынке. Наконец, принимаемые государствами правовые и нормативные меры часто оказываются неэффективными, когда дело касается мониторинга и регулирования деятельности участников рынка искусства.

С учетом всего сказанного есть основания опасаться того, что если государства не примут мер для устранения этих правовых пробелов, а международное сообщество не активизирует свои усилия, проблема незаконного оборота культурных ценностей будет решена еще не скоро.


Вернуться назад