ИНТЕЛРОС > №4, 2020 > Тауншипы Южной Африки: когда сердце бьется в ритме джаза

Тауншипы Южной Африки: когда сердце бьется в ритме джаза


03 ноября 2020

 

Певицы Абигейл Кубека, Танди Класен, Долли Ратебе и Мара Лау поют в память о Софиятауне — тауншипе на окраине Йоханнесбурга, снесенном в 1955 году при режиме апартеида, 1998 г.

Фото: Юрген Шадеберг(link is external)

Текст: Катерина Маркелова, ЮНЕСКО

Автор фотохроники об апартеиде Юрген Шадеберг (1931-2020) оставил после себя и другое ценнейшее наследие: его работы позволяют проследить историю джаза в Южной Африке на протяжении почти 60 лет*. В результате встречи его исключительного таланта с яркой, проникнутой бунтарским духом эпохой и бурлящей музыкальной средой родилась не менее яркая серия фотографий, уникальная не только по своей художественной ценности и богатому содержанию, но и с точки зрения исторического значения.

В 1950 году 19-летний Юрген Шадеберг бежит из родной Германии, желая забыть о ее нацистском прошлом. Однако в Южной Африке, где он решает обосноваться, незадолго до этого начинает проводиться политика полного апартеида. Чернокожее и цветное население постепенно вытесняют на окраины городов, в поселения, получившие название тауншипов. Здесь, в йоханнесбургском Софиятауне и других тауншипах Шадеберг знакомится с молодыми чернокожими музыкантами, по большей части самоучками, которые, пристально следя за музыкальной жизнью Манхэттена и пропуская через себя приходящие оттуда мелодии, создают свой оригинальный музыкальный стиль, быстро завоевавший популярность. «В Южной Африке американский джаз исполнялся на местный манер, африканизировался, приобретал неповторимое звучание тауншипов», — поясняет Шадеберг. Именно в этих народных кварталах делали свои первые шаги в мире музыки такие будущие звезды мировой джазовой сцены, как, например, Мириам Макеба, Хью Масекела и Абдулла Ибрагим. Находясь в изгнании, в основном в США и Европе, многие из этих музыкантов продолжали использовать свой талант и славу во имя борьбы с апартеидом.

Юрген Шадеберг мастерски запечатлел на своих снимках дух той мятежной эпохи, устремления южноафриканского народа и его борьбу за свои права. Его деятельность стоила ему неоднократных арестов и привела к изгнанию из страны в 1964 году. Шадеберг по праву считается отцом южноафриканской фотографии: в 1950-е годы он занимал должность художественного редактора популярного журнала Drum, ориентированного на чернокожую аудиторию, и на его работах было воспитано целое поколение южноафриканских фоторепортеров.

«Джаз стал языком свободы именно потому, что он уходит корнями во времена рабства», — сказал в интервью для специального выпуска «Курьера ЮНЕСКО» 2012 года легендарный джазовый музыкант Херби Хэнкок. По его инициативе в 2011 году ЮНЕСКО провозгласила Международный день джаза. С тех пор он отмечается ежегодно 30 апреля, чтобы вновь и вновь напоминать нам о воспеваемых этой музыкой общечеловеческих ценностях, которые ничуть не устарели с момента зарождения джаза на юге США в начале XX века.

Юный Хью Масекела, будущий всемирно известный трубач, в компании своих товарищей по ансамблю «Хаддлстон Джаз Бэнд» восторженно рассматривает трубу, подаренную самим Луисом Армстронгом, 1954 г.

Члены знаменитого секстета «Блю ноутс» трубач Монгези Феза и саксофонист Дуду Пуквана играют в одном из клубов Хиллброу — района Йоханнесбурга, 1962 г.

Выдающийся пианист Абдулла Ибрагим в 1959 году основал самый известный южноафриканский джазовый коллектив, исполняющий бибоп, — The Jazz Epistles. На снимке, сделанном в 1979 году, он играет на свадьбе друга в Нью-Йорке, куда он эмигрировал в 1960-е годы.​​​​​​​

Глория Босман, изучавшая оперное искусство в Техническом университете Претории, — представительница нового поколения джазовых музыкантов, 2001 г. 

*Jazz, Blues & Swing: Six Decades of Music in South Africa («Джаз, блюз и свинг: шесть десятилетий музыки в Южной Африке»). Фотографии: Юрген Шадеберг, текст: Дон Элберт, Гвен Энселл, Дариус Брубек и Хотеп Идрис Галета. Клэрмонт, изд-во David Philip Publishers, 2007.


Вернуться назад