Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » ю№4, 2021

Ги Сабурен
Канада: этнопсихология в помощь мигрантам и беженцам

 

cou-04-2021-wide-angle-canada-web.jpg

On the Jetty («На пристани»), порт Барселоны, 1979 г. Работа аргентинского фотографа, концептуального художника и правозащитника Марсело Бродского из серии о мигрантах и эмиграции.

Долгое время психологическое состояние мигрантов и беженцев оставалось без внимания. Сегодня ситуация меняется, и в ряде стран появляются учреждения, оказывающие им специализированную поддержку. Одно из них — Центр психологической помощи при больнице им. Джеффри Хейла в Квебеке, где мигрантам помогают преодолеть трудности с учетом их родной культуры.

Ги Сабурен
Независимый журналист в Монреале, Канада

Ассан Траоре* бежал в Квебек из Западной Африки. Совсем недавно, на родине, он стал свидетелем массовых убийств и насилия, совершаемых джихадистскими группировками. Теперь он и его семья в безопасности, но каждый вечер Ассан тщательно запирает двери и устанавливает на окна дополнительную защиту. Он не может избавиться от ощущения, что его преследуют.

«Он здесь, но часть его все еще там. То же можно сказать и о многих других беженцах, — объясняет психолог Жан-Бернар Покро, соучредитель Центра психологической помощи иммигрантам и беженцам (SAPSIR, от франц. Service d'aide psychologique spécialisée aux immigrants et réfugiés), который до выхода на пенсию преподавал в Университете им. Лаваля. — Эти меры были необходимы в его стране, но здесь они излишни. Его тревога передается и членам его семьи».

В среднем психические расстройства наблюдаются у мигрантов не чаще, чем у рядового населения: по данным Всемирной организации здравоохранения, им подвержен один человек из четырех. Однако ситуации, пережитые ими до эмиграции и по приезде в другую страну, могут вызвать стресс и усугубить их состояние.

Мигранты, имеющие возможность возвращаться на родину, могут погружаться в меланхолию и идеализировать жизнь, которую они оставили позади себя. «Это может приводить к обострению или ухудшению скрытых заболеваний, особенно когда отъезд в другую страну проходил тяжело», — уточняет профессор Покро.

Увидеть признаки страдания

Однако для просителей убежища и беженцев, переживших боль разлуки и утраты, процесс горевания может протекать гораздо тяжелее. У них могут возникать конфликты с близкими, развиться депрессия, тревожное расстройство, посттравматический синдром, которые могут утяжеляться в условиях эмиграции и зачастую проявляются в соматических нарушениях, затрагивающих область головы, органы пищеварения, позвоночник. «Даже в отсутствие видимых органических изменений их страдание реально, — уточняет психолог. — У некоторых выходцев из традиционных культур проявления того, что человек страдает, могут существенно отличаться от нас. И поэтому прежде всего нам необходимо эти проявления увидеть». Все эти патологические состояния отражаются в первую очередь на уверенности в себе, социальных связях и чувстве перспективы в будущем.

В принимающей стране мигранты и беженцы также могут в той или иной степени подвергаться институциональному насилию и становиться жертвами агрессии, порой неоднократно. Об этом не понаслышке знает одна из пациенток центра SAPSIR. В результате межэтнического конфликта в Руанде она потеряла часть своих близких, в том числе детей, но, вопреки всему, ей удалось начать в Квебеке новую жизнь. Однажды по дороге с работы она стала жертвой нападения. «Это оживило все ее старые травмы, — поясняет Жан-Бернар Покро. — Все, что она с таким трудом восстановила, в одно мгновение обрушилось. Иррациональный страх взял верх, и ей стало казаться, что она всегда в опасности, где бы она ни находилась».

Вклад этнопсихологии

«В начале 2000-х годов мигранты и беженцы, которые обращались в медицинские учреждения за психологической помощью, чувствовали себя непонятыми, — рассказывает психолог и преподаватель Школы социальных работников и криминологов при Университете им. Лаваля Люсьен Мартинс Боржес, которая также является соучредителем службы SAPSIR. — Осознав остроту проблемы, мы решили создать центр по оказанию этим людям специализированной помощи».

В начале 2000-х годов мигранты и беженцы, которые обращались в медицинские учреждения за психологической помощью, чувствовали себя непонятыми

Центр SAPSIR прилегает к зданию Службы медицинского обслуживания беженцев — одного из отделений квебекской больницы им. Джеффри Хейла. «Если случай сложный, мы предпочитаем работать в большой группе, — уточняет Мартинс Боржес, имея в виду команду, включающую специалиста по кризисному вмешательству, который направил мигранта в Центр, главного психолога, психотерапевта, социального работника, медсестру или медбрата и культурно-языкового посредника. — Зачастую люди, которые к нам обращаются, выросли в обществе с сильными общинными или коллективистскими традициями, поэтому эффект от групповой работы выше». В зависимости от конкретного случая может проводиться также работа в малых группах (с двумя или тремя специалистами) и, реже, индивидуальные сеансы.

«Во время этих встреч мы должны максимально учитывать родную культуру человека, элементы, которые сформировали его личность и имеют для него значение, — поясняет профессор Покро. — Нам нужно постепенно научиться мыслить, как он, чтобы сонастроиться друг на друга и выстроить доверие. Это чрезвычайно важно, если мы хотим, чтобы он согласился на лечение и осознал его пользу и необходимость». Этими вопросами занимается этнопсихология, согласно которой психологическая симптоматика во многом зависит от культурных особенностей.

Сотрудники центра SAPSIR проводят с человеком от 15 до 17 сеансов, а затем осуществляют супервизию специалиста по кризисному вмешательству, который уже работает с человеком индивидуально. Подход центра получает все большее распространение на территории страны. «Я работаю в этой области уже с четверть века и могу вам сказать, что сейчас в нашей профессии происходят положительные сдвиги, — с энтузиазмом продолжает психолог, отмечая, что ряд квебекских психотерапевтов и специалистов по кризисному вмешательству уже сегодня применяют в работе с мигрантами методы этнопсихологии и кросс-культурной клинической психологии.

Согласно этнопсихологии, психологическая симптоматика во многом зависит от культурных особенностей

Вернуть уверенность в будущем

Мигрантам и беженцам необходимо ощущать физическую и психологическую защищенность и чувствовать, что они могут строить планы на будущее. Они должны найти ответ на вопрос о том, как оставаться собой после всего пережитого, находясь в новом месте. Им нужно время, поддерживающее окружение, нужно, чтобы рядом были люди, готовые в любую минуту прийти на помощь, нужно чувствовать себя в безопасности. Все это сотрудники центра стараются дать своим подопечным. Один из них — инженер-агроном из Южной Америки, пострадавший от рук эскадрона смерти после того, как активно участвовал в деятельности сельских общин. Его похитители силой посадили его в мешок, бросили в воду и стреляли в него. Ему чудом удалось выжить, но когда он приехал в Квебек, он находился в тяжелой депрессии и чувствовал полную безысходность в отношении будущего. Выйти из этого состояния ему помогло участие в местном экологическом движении. «Он вновь ощутил себя в своей стихии, стал заниматься значимым для него делом, — поясняет Жан-Бернар Покро. — Это позволяет личности снова обрести свою целостность и найти смысл в жизни».

«Эффект от такой терапии можно сравнить с рекламой пластической хирургии, где вы видите человека до и после операции, — дополняет Люсьен Мартинс Боржес. — Преображение заметно даже внешне. Сгорбленный под тяжестью душевных мук человек с тусклым взглядом на ваших глазах оживает, начинает улыбаться, увереннее смотрит в будущее. Если бы мы не видели такой метаморфозы от терапии, у нас просто не осталось бы сил продолжать эту работу. Но бывает и так, что у нас не получается наладить взаимодействие с теми, кому не удается совладать со своей агрессией, тоской или депрессией. Они утрачивают доверие к другим и не способны оставаться в контакте».

«Наша работа востребована, и в большинстве случаев люди, которые к нам обращаются, снова находят в своей жизни смысл, — продолжает Люсьен Мартинс Боржес. — Меня волнуют те, кто к нам не придет, особенно дети — а травмированных детей немало. И это не дает нам покоя». Осенью 2021 года центр SAPSIR планирует начать работать и с детьми.

*Все имена были изменены.

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021ю№4, 2021№2, 2020№1, 2020№3, 2019№4, 2019№2, 2019№1, 2019№4, 2018№2, 2018№3, 2018№1, 2018№3, 2017№2, 2017№4, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба