ИНТЕЛРОС > №3, 2021 > Скажи мне, что ты смотришь по телевизору, и я скажу тебе, кто ты

Дара Гринвуд
Скажи мне, что ты смотришь по телевизору, и я скажу тебе, кто ты


06 октября 2021

 

cou_03_21_ideas_01_web.jpg

Иллюстрация: © Sarah Bouillaud / Hans Lucas для «Курьера ЮНЕСКО»

Мы склонны отождествлять себя с героями фильмов и телепередач, которые смотрим. С какими — зависит от особенностей нашей личности. И хотя медиаконтент не всегда влияет на нас положительно, это наше свойство может использоваться во благо, позволяя улучшить отношение к маргинальным группам.

Дара Гринвуд
Социальный психолог, доцент кафедры психологии Вассарского колледжа (Нью-Йорк, США)

В прошлом году телепередачи стали для многих своего рода убежищем, позволив пережить изоляцию в разгар пандемии COVID-19. И это закономерно: наше медиапотребление отражает инстинктивное желание получить удовольствие и хотя бы на краткое время убежать от тревоги, скуки или одиночества.

Но это не все. Исследования показали, что то, какие программы мы любим смотреть и каким героям симпатизируем, во многом зависит от нашего характера. Выбор этих программ и героев вовсе не случаен: в нем проявляются наши социальные и эмоциональные потребности. Более того, многочисленные эмпирические данные свидетельствуют о том, что то, что мы смотрим, влияет на наши мысли, эмоциональное состояние и даже поведение.

То, какие программы мы любим смотреть, во многом зависит от нашего характера

Психологи изучили два основных явления, связанных с медиавосприятием: нарративное перемещение (narrative transportation(link is external)) и парасоциальные отношения. Термин «нарративное перемещение», предложенный в 2000 году американскими исследователями в области социальной психологии Мелани Грин и Тимоти Броком, означает погружение в повествование и идентификацию с персонажами медиатекста. Удовольствие, которое человек испытывает при таком погружении, отчасти объясняется обогащением образа «Я» за счет включения в него опыта и взглядов персонажей.

Парасоциальные отношения(link is external), в свою очередь, — это формирование ощущения близости с персонажами по мере «знакомства» с ними. Этот термин был впервые использован в 1956 году двумя американскими учеными, антропологом Дональдом Хортоном и социологом Ричардом Уолом, для описания привязанности, которую телезрители начинают испытывать к медийной личности, например, к ведущему ток-шоу. С тех пор концепция псевдо-отношений со знаменитостями стала применяться к широкому кругу лиц, как реальных, так и вымышленных: спортсменам, музыкантам, политикам, киноактерам, блогерам.

Компенсация негативных переживаний

Некоторые из нас больше других склонны к нарративному перемещению в телеповествование и развитию привязанности к киногероям. В ходе своих исследований(link is external) я обнаружила, что лица, подверженные этим феноменам в наибольшей степени, зачастую эмоционально уязвимы. Например, у них могут наблюдаться проблемы с самоконтролем или страх близких отношений. В этом случае погружение в медиатекст позволяет им не только отвлечься от повседневных забот, но и компенсировать негативные переживания.

Сегодня, в условиях растущего разнообразия медиаландшафта, стриминговые платформы вроде Netflix предлагают на выбор контент самых различных категорий, начиная с «фривольных комедий» и «азиатской анимации» и заканчивая «фильмами и сериалами на военно-политическую тематику» и «экранизациями романов».

Однако даже при наличии столь широкого ассортимента прослеживается четкая связь между характером человека и его медиапредпочтениями. Так, исследование(link is external), проведенное в 2020 году датчанином Матиасом Класеном, показало, что любители острых ощущений чаще смотрят триллеры и фильмы ужасов. Согласно другому исследованию(link is external), выполненному в 2001 году специалистами по социальной психологии Грегори Майо и Викторией Эссес, те, кто испытывает высокую потребность в сильных эмоциональных переживаниях, с большей вероятностью остановятся на драме.

Наши вкусы могут отражать не только индивидуальные, но и культурные особенности. К примеру, женщины чаще интересуются контентом романтического характера, чем мужчины, что может объясняться как гендерной социализацией, так и большим числом персонажей женского пола. По тем же причинам мужчины чаще потребляют медиапродукты, содержащие сцены жестокости.

Причина или следствие?

Независимо от жанра, лица с агрессивными наклонностями чаще выбирают агрессивный контент. Мои исследования показали, что наличие у человека таких черт, как агрессивность и склонность к манипуляциям, позволяет предположить, что их обладатель проявляет повышенный интерес к фильмам с антигероями, такими как безжалостный линчеватель Дэдпул из одноименного боевика или неприметный учитель химии из американского телесериала «Во все тяжкие», решающий заняться производством метамфетамина. Я также обнаружила, что молодые женщины, чрезмерно обеспокоенные своей внешностью, в большей степени стремятся стать похожими на своих любимых героинь.

Эти труды указывают на наличие корреляций, но не дают ответа на вопрос о направлении причинно-следственной связи: личность человека определяет потребляемый им медиаконтент или же медиаконтент формирует личность? Экспериментальные исследования, однако, свидетельствуют о том, что оба эти фактора взаимно влияют друг на друга. В ходе серии исследований, проведенных в 2016(link is external) году британским психологом Линдой Бутройд среди жителей деревень в Никарагуа, было выявлено, что показ на телевидении и в прессе моделей с худощавым телосложением приводит к тому, что аудитория начинает считать такой тип фигуры идеальным, причем как сразу после просмотра, так и по прошествии времени.

В действительности воздействие на нас вымышленных историй не так уж сильно отличается от того, как на нас влияют реальные ситуации. И если наша склонность погружаться в выдуманный мир и привязываться к несуществующим героям может показаться странной, она, согласно ряду теорий, является логичным продолжением нашей способности учиться на чужом опыте и стремления сближаться со своими единомышленниками — ведь мы учимся жить в обществе в процессе наблюдения и взаимодействия с другими людьми. Кроме того, эмоциональная вовлеченность в медиаконтент всячески поощряется индустрией развлечений. Как отметил американский антрополог Джон Коуи, «было бы странно, если бы публика реагировала как-то иначе».

Ослабление предрассудков

Наша склонность к нарративному перемещению и парасоциальным отношениям может использоваться на благо маргинальных групп. Исследование(link is external) американских ученых Сохад Муррар и Маркуса Брауэра позволило выявить, что просмотр телесериала с героями-мусульманами и арабами, «вызывающими у зрителей симпатию и эмоциональный отклик», приводит к ослаблению предрассудков у американских зрителей-немусульман, особенно в тех случаях, когда они идентифицируют себя с соответствующими персонажами.

Просмотр программ о представителях маргинальных групп приводит к ослаблению предрассудков

В рамках другого исследования(link is external), проведенного в 2020 году, доцент кафедры коммуникаций университета Сан-Диего, Калифорния, Брэдли Бонд сделал вывод о том, что продолжительный «парасоциальный контакт» с героями британского телесериала о друзьях-геях «Близкие друзья» привел к снижению гомофобии у гетеросексуальной аудитории, в частности у тех, кто на начальных этапах исследования относился к лицам нетрадиционной ориентации предвзято. Когда телеперсонажи воспринимаются «друзьями», зрителю становится легче думать, что они заслуживают справедливого отношения. К тому же, когда мы видим по телевизору различные положительные образы нашей собственной социальной группы, это может существенно улучшить наше психологическое состояние.

Определенные программы также позволяют нам расширить свои социальные горизонты. К примеру, лично мне справиться с тревогой и изоляцией в пандемию помог сериал «Чужестранка» — романтическая сага о приключениях медсестры времен Второй мировой войны, которая перемещается во времени и попадает в Шотландию XVIII века. Мое знакомство с сериалом состоялось довольно поздно: на тот момент у него уже было большое число поклонников, часть из которых следила за судьбой «Чужестранки» еще до экранизации легшего в основу сериала одноименного романа Дианы Гэблдон. Некоторые фанаты не только получали удовольствие от просмотра, но и собрали сотни тысяч долларов в рамках благотворительных кампаний, проводимых актерами сериала. Это наглядно показывает, что увлечение определенными телегероями и актерами может приносить пользу всему обществу.

Таким образом, наши предпочтения в отношении медиаконтента в той или иной мере связаны с нашей индивидуальностью и повседневной жизнью. Эмоциональное вовлечение в повествование позволяет нам обогатить свою Я-концепцию, ощутить близость с другими людьми и пережить трудные времена. Во многих аспектах наше взаимодействие с вымышленными историями и персонажами ничуть не менее сложно, чем взаимодействие с реальными событиями и живыми людьми.


Вернуться назад