ИНТЕЛРОС > №3, 2020 > Макаревич и Высоцкий. О смысловом пространстве фильма «Начни сначала» Александра Стефановича

Якуб Садовский
Макаревич и Высоцкий. О смысловом пространстве фильма «Начни сначала» Александра Стефановича


24 января 2021

Якуб Садовский
доктор исторических наук,
кандидат филологических наук, профессор,
Ягеллонского университета,
Краков, Польша
E-mail: jakub.sadowski@uj.edu.pl

Цель статьи — установить смыслообразующую функцию знаков, отсылающик творчеству и биографии Владимира Высоцкого, в выстраивании аксиологического и эстетического конфликта, который является осью сюжета фильма «Начни сначала» Александра Стефановича (1985). Этот конфликт, в зависимости от пласта киноповествования и уровня его восприятия, может описываться в категориальных оппозициях формального и неформального, подконтрольного и неподконтрольного, заказного и спонтанного, казенного и независимого, признанного и непризнанного, нехудожественного и художественного. В результате введения в текст фильма событий, очень свободно связанных с сюжетом, за счет множества семантических вкраплений, отсылок и намеков, эзоповых стратегий, благодаря способу монтажа некоторых сцен, фигура Высоцкого становится мощным орудием обогащения смыслового поля произведения. Не менее важным генератором смыслов является Андрей Макаревич, исполняющий главную роль молодого барда и вводящий в семантическое поле фильма контекст творчества группы «Машина Времени».

 

 

MAKAREVICH AND VYSOTSKY. ABOUT THE SEMANTIC SPACE
OF THE FILM “START ALL OVER AGAIN” BY ALEXENDER STEFANOVICH

Jakub Sadowski
Jagiellonian University,
Krakow, Poland,
jakub.sadowski@uj.edu.pl

The aim of the article is to establish the meaning-making function of signs that refer to the work and biography of Vladimir Vysotsky in building axiological and aesthetic conflict, which is the axis of the plot of Alexander Stefanovich’s film “Start All Over Again” (1985). This conflict, depending on the layer of film narration and the level of its perception, can be described in catego- rial oppositions of the formal and the informal, the controlled and the uncontrolled, the ordered and the spontaneous, the public and the independent, the recognized and the unrecognized, the non-artistic and the artistic. As the result of the introduction of events very freely related to the plot into the text of the film, due to the many semantic inclusions, references and hints, Aesopian strategies, thanks to the way some scenes are edited, Vysotsky’s figure becomes a powerful tool fort an enrichment of the semantic field of the film. An equally important generator of meanings is Andrei Makarevich, who plays the role of a young bard and introduces the context of the creative work of the Mashina Vremeni group into the film's semantic field.


Вернуться назад