ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > «Красный» медведь из страны большевиков (эссе)

Михаил Тимофеев
«Красный» медведь из страны большевиков (эссе)


05 декабря 2013

Медведь и Россия — сочетание, если и не естественное, само собой разумеющееся, то уже привычное, растиражированное на Западе и выступающее для россиян в качестве навязанного извне негативного идентификатора. Идеологический вид Russian Bear обитал в зарубежных СМИ и во времена СССР, а вот словосочетание Soviet Bear выговаривалось с трудом.

В Советском Союзе медвежий конструкт преимущественно пребывал на уровне детской субкультуры — местом встречи с медведем был магазин «Детский мир». Ареал его распространения включал так же старые сказки и новые басни, мультфильмы и прочие «Весёлые картинки». Трёхколёсный велосипед «Медвежонок» для кого—то был первым личным транспортным средством. В канун летней Олимпиады 1980 года пробил звёздный час для инфантильного мишки. Улыбающийся медвежонок художника Виктора Чижикова в 1977 году был утверждён в качестве её символа, а через два года коварный «русский медведь» показал Западу своё истинное лицо, войдя в Афганистан. Призванный олицетворять миролюбие и открытость олимпийский Мишка стал в дальнейшем символом советского лицемерия. В 1981 году в американском комиксе «Ursa Major» советский офицер Михаил превращается в наводящего ужас медведя-мутанта Большую медведицу


Вернуться назад