ИНТЕЛРОС > №4, 2020 > «Песняры» и дискурсы наследия в Беларуси

Елизавета Лысенко
«Песняры» и дискурсы наследия в Беларуси


10 января 2021

Елизавета Николаевна Лысенко 
аспирант школы исторических наук НИУ ВШЭ, стажер-исследователь,
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева.
Москва, Россия.
E-mail: lizaveta.lysenka@gmail.com

О вокально-инструментальном ансамбле «Песняры» можно говорить как о примере культурного наследия Беларуси. В данной работе используется подход критических исследований наследия, чтобы показать, как творчество «Песняров» приобретает это значение наследия, какие дискурсы наследия существуют в Беларуси и как различные значения, придаваемые культурному наследию в них, связаны с нарративами белорусской идентичности. Основное внимание в работе уделено противостоянию и взаимосвязи между авторизованным и неавторизованным дискурсом наследия. В авторизованном дискурсе наследия ключевыми моментами являются установление преемственности и аутентичности наследия, исключение противоречивых трактовок наследия, его взаимосвязь с конкретной версией прошлого, а именно с советскими культурными формами, и, следовательно, с основанным на советском прошлом нарративом белорусской идентичности. Неавторизованный дискурс наследия используют наследие «Песняров» для подчеркивания национальных компонентов коллективной идентичности и актуализации прошлого, однако зафиксированные в этих дискурсах практики очень близки к тем практикам, что существуют в авторизованном дискурсе, и они также нацелены на сохранение и защиту нематериального наследия.


Вернуться назад