ИНТЕЛРОС > №1, 2021 > «Грамота хранителя Юрумской Астана» в контексте цветовой гаммы прикладного искусства татарского населения Тюменской области

А.П. Ярков, Ю.А. Бортникова
«Грамота хранителя Юрумской Астана» в контексте цветовой гаммы прикладного искусства татарского населения Тюменской области


29 апреля 2021

А.П. Яркова,
Тюменский государственный университет,
Тюмень, Россия,
ayarkov@rambler.ru 

 

Ю. А. Бортникова 
Международный институт инновационного образования.
Центр повышения квалификации,

Тюмень, Россия,
soroka-jul@rambler.ru

 

Декоративно-прикладное искусство татарского населения (второго по численности этноса современной Тюменской области) имеет много особенностей. В большей степени в нем ощущаются местные приёмы, технологии, образы. Архаичные верования проявлялись в композиции и ритме орнамента, цвете изделий. Значимым было и влияние на творчество ввозимых извне предметов. В архивах, частных собраниях и музеях страны и за рубежом в течение длительного времени собирался этнографический материал, редчайшие образцы прикладного искусства, которые являются важным источником для анализа композиционных и цветовых решений. Пример тому — художественное оформление родословного списка — сачара, обнаруженного в 2004 г. в одном из татарских селений. Ключевые слова: «Грамота хранителя Юрумской Астана», декоративно-прикладное искусство, колорит, вопросы взаимодействия и влияния.

 

«CERTIFICATE CUSTODIAN URUMCHI ASTANA»
IN THE CONTEXT OF COLOR IMAGE APPLIED ART OF THE TATAR POPULATION OF THE TYUMEN REGION

A.P. Yarkovа, Yu. A. Bortnikova

The centre of excellence Decorative and applied art of the Tatar population (the second largest ethnic group in the modern Tyumen region) has many features. To a greater extent, local techniques, technologies, and images are felt there. Archaic beliefs were manifested (not always realized by people as such) in the composition and rhythm of the ornament, the color of the products. The influence of imported objects on creativity is significant, creating new (including coloristic) images at the «junction» of traditions.


Вернуться назад