ИНТЕЛРОС > №3, 2014 > ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В СОВЕТСКОМ ПЕЧАТНОМ ДИСКУРСЕ 1920-1940-х гг

В.А. Кутдусова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В СОВЕТСКОМ ПЕЧАТНОМ ДИСКУРСЕ 1920-1940-х гг


16 января 2015

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования национальной идентичности. Автор стремится проследить механизмы создания национальных мифов и конструирования исторической памяти. Автор считает уместным проследить эти процессы на примере памяти о 1-й мировой войне и конкретно: формах её репрезентации в советской печати. В качестве эмпирического материала выступают выпуски советских газет «Правда» и ее пермского аналога — газеты «Звезда», вышедшие к годовщинам войны в период с 1924 по 1948 год. В качестве ключевого доказательства берется тезис о том, что дискурс власти призван влиять на конструирование памяти посредством речевого воздействия на массы. Автор полагает, что советская власть, имевшая монополию на всю печатную продукцию, формировала идентичность советского человека, актуализируя и эмоционально окрашивая события и персонажей из прошлого. Анализ показал, что в советских газетах отмечаются периоды юбилеев и годовщин начала первой мировой войны, в наименьшей степени — ее окончание. Окончание войны была замещено памятью о Великой Октябрьской революции, затем и о гражданской войне. Выявленные образы войны в разные периоды отличны друг от друга, они конструируются авторами газетных колонок исходя из настоящего, в связи с проблемами их сегодняшней действительности

The article is about a relevant issue of national identity formation. The author is aiming to trace the mechanisms of national myth creation and construction of historical memory. The author considers it appropriate to research these processes using the memory of World War I as an example. Specifically, the ways in which the war was covered in Soviet press. The empirical material used includes: issues of the Soviet newspapers «Pravda» and its Perm counterpart — newspaper «Zvezda» that were released in the period from 1924 to 1948. The key evidence is the thesis that government discourse was used to affect the memory construction by speech influence on the general public. The author suggests that the Soviet government, which had the the print media production monopoly, formed the identity of Soviet people by giving emotional context to the events and characters of the past. The analysis showed that the Soviet newspapers provided significantly more coverage to the periods of anniversaries of the beginning of WWI than to those of its end. The end of WWI was replaced by the memory of the Great October Revolution and, later, of the civil war. The images of war in different periods are dissimilar to each other, they are constructed by newspaper columnists with consideration of the current situation in order to reflect the reality


Вернуться назад