ИНТЕЛРОС > №4, 2015 > «ВСЕ ПРОХОДИТ. ОСТАЕТСЯ РОДИНА – ТО, ЧТО НЕ ИЗМЕНИТ НИКОГДА»: ОБРАЗ РОДИНЫ В СОВЕТСКОЙ ПЕСНЕ

Елена Степанова
«ВСЕ ПРОХОДИТ. ОСТАЕТСЯ РОДИНА – ТО, ЧТО НЕ ИЗМЕНИТ НИКОГДА»: ОБРАЗ РОДИНЫ В СОВЕТСКОЙ ПЕСНЕ


07 февраля 2016

Степанова Елена Алексеевна (Екатеринбург, Россия) —
доктор философских наук, доцент,
главный научный сотрудник Института философии
и права Уральского отделения РАН;
Email: stepanova.elena.a@gmail.com

В статье анализируется образ Родины, сложившийся в советской массовой песне 1930- 80-х гг. Автор выделяет основные содержательные элементы этого образа, прослеживает динамику их развития в изменяющемся социально-политическом контексте и демонстрирует их преемственность и цельность. Автор видит причины устойчивой популярности советских песен о Родине в соответствии формирующейся советской идентичности мироощущению агентов строительства социалистического государства, Рассматривая некоторые интерпретации песенного образа Родины в исследовательской литературе, автор делает вывод о том, что его значение несводимо лишь к необходимости решения конкретных идеологических и мобилизационных задач. Автор отмечает, что эмоциональное воздействие песенного образа Родины не связано напрямую ни с поддержкой, ни с отторжением конкретной социально-политической системы, но оно связано с естественной человеческой потребностью в чувстве родины

Elena A. Stepanova (Yekaterinburg, Russia) —
Doctor of Philosophical Sciences, Principal Research Fellow,
Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences;
Email: stepanova.elena.a@gmail.com

“EVERYTHING PASSES. ONLY MOTHERLAND REMAINS,
THE ONE WHICH WOULD NEVER BE UNFAITHFUL”: IMAGE OF MOTHERLAND IN SOVIET SONG

The article analyzes the image of the Motherland as it appears in the Soviet mass song of 1930-80th. The author identifies basic substantive elements of the image, traces the dynamics of its development in a changing socio-political context, and demonstrates its continuity and integrity. The author raises the question concerning the reasons for enduring popularity of Soviet songs on the Motherland. According to the author’s understanding, such popularity is rooted in the conformity of the emerging Soviet identity with the spirit of the agents of the construction of the socialist state. Considering interpretations of the song’s image of the Motherland in the research literature, the author concludes that the value of the image could not be reduced to the need to address particular ideological and mobilization tasks. The author notes that the emotional impact of the song’s image of the Motherland is not related directly to the support or rejection of specific socio-political system, but it is connected with the primary need for a sense of the homeland


Вернуться назад