ИНТЕЛРОС > №4, 2015 > «ДОЧКИ-МАТЕРИ»: ЖЕНСКИЕ АЛЛЕГОРИИ ЭТНОРЕГИОНОВ РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ РИТОРИКЕ

Денис Докучаев
«ДОЧКИ-МАТЕРИ»: ЖЕНСКИЕ АЛЛЕГОРИИ ЭТНОРЕГИОНОВ РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ РИТОРИКЕ


07 февраля 2016

Докучаев Денис Сергеевич (Иваново, Россия) —
кандидат философских наук,
докторант кафедры философии
Ивановского государственного университета;
Email: den-dokuchaev@mail.ru

Статья посвящена исследованию постсоветских монументальных материнских образов в этнических регионах России. Автор статьи исходит из того, что особое место в символическом пространстве регионов занимает монументальная риторика. Она выступает одной из форм трансляции идеологических моментов. Памятники, барельефы, скульптурные группы используются в визуализации сюжетов, которые важны для государственной пропаганды. Монументальный образ, ориентированный, прежде всего, на наглядно-образное мышление, более эффективен, нежели любая другая аргументация. В статье анализируются четыре материнских образа: «Мать-Бурятия», «Мать- Чувашия», «Мать-Якутия» и «Мать-Югра». Все эти монументы являются продолжением как дореволюционной традиции, так и канонов советской эстетики. Материнская монументальная риторика в этно-регионах России представляется разной по форме, однако, схожей по содержанию высказывания. Образ родной земли, совмещенный с образом матери, нашел отражение в самых различных по своему исполнению памятниках. Автором делается вывод, что закрепленный в монументальной риторике образ родной земли, связанный с образом матери, служит важным ориентиром для выстраивания межэтнического диалога «семейного типа», при котором нация воспринимается в качестве семьи. При этом каждый такой монумент в этно-регионе выступает и в качестве «дочки» по отношению к «матери России», и в качестве собственной матери того или иного этноса. С позиций региона подобные материнские образы воспринимаются как своеобразные «правила грамматики» для семейной коммуникации между малой и большой Родиной. Страна и этно- регион монументально связываются архетипическими идеями родства, высказываниями матрилокального характера. Этническая территория с помощью такого символического маркера как монумент вписывается в пространство «России Матушки»

Denis Dokuchaev (Ivanovo, Russia) —
PhD in Social Philosophy,
Postdoctoral Fellow at Ivanovo State University;
Email: den-dokuchaev@mail.ru

"MOTHERS AND DAUGHTERS": FEMALE ALLEGORIES OF RUSSIA’S ETHNIC REGIONS
IN THE POSTSOVIET MONUMENTAL RHETORIC

The article is devoted to the post-Soviet monumental maternal imagery in Russia’s ethnic regions. The author supposes that monumental sculpture has a special place in the regions’ symbolic space. It serves as a form of ideology. Monuments, bas-reliefs, sculptural groups are used in the visualization of topics, important for the state propaganda. The monumental image, focused primarily on the spatial visualization ability, is more effective than any other arguments. The author analyzes four maternal imageries: "Mother Buryatia", "Mother Chuvashia", "Mother Yakutia" and "Mother-Yugra". All these monuments continue both the pre-revolutionary traditions and the canons of Soviet aesthetics. Maternal monumental rhetoric of Russia’s ethnic regions can be different in form but similar in the content. The idea of the native land, combined with the idea of the mother, is reflected in various monuments. The author concludes that the idea of the native land, connected with the idea of the mother, in each particular monument serves as an important reference point for building inter-ethnic "family-type" dialogue, in which the nation is perceived as a big family. In addition, each monument in an ethnic region acts as a "daughter" to the "Mother Russia", and each monument at the same time is perceived as a “mother” for the ethnic group. From the position of the region, maternal monuments are perceived as a kind of "rules of grammar" for a family communication between the small and the large Homelands. The country and the ethnic region are linked by the archetypal ideas of relationship and the statements of matrilocality. An ethnic territory fits into the space of "Mother Russia" with the help of the monument as a symbolic marker.


Вернуться назад