ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Современная языковая личность и религия (на материале сравнительных конструкций)

Мария Крылова
Современная языковая личность и религия (на материале сравнительных конструкций)


25 июля 2012
Роль культурных факторов в современном русском языке выросла: культурные реалии, культурная ситуация, сложившаяся в обществе, оказывают значительное воздействие на язык. Рассмотрение сквозь призму языка явлений культуры получило название лингвокультурологического подхода, наиболее актуального в современном языкознании. Сложившаяся на стыке лингвистики и культурологии лингвокультурология изучает язык как феномен культуры, рассматривает языковые факты сквозь призму национальной культуры и ментальности; языковая личность становится точкой отсчета при изучении языковых явлений. Язык, по словам Д. С. Лихачева, «выступает неким концентратом культуры нации, воплощенной в различных группах данного культурно- языкового сообщества» [4, с. 28]. В языке отражается, в том числе, духовность современной языковой личности, её отношение ко всему, связанному с верой, религией. В основе религиозности вообще, безотносительно к какой-либо конкретной религии, – идея о высших ценностях. Религиозность современной личности складывалась под влиянием сложных исторических процессов, среди которых – изначальная духовность русского человека, его тесная связь с христианством, глубокие языческие корни, семьдесят лет советского атеизма, принудительное приучение к религии периода перестройки, влияние на личность разнообразных сект и т. п. Язык способен помочь оценить реальную религиозность современного человека и сложные процессы духовно- нравственного состояния общества.

Вернуться назад