ИНТЕЛРОС > №3, 2014 > Автобиография как жалоба: польский социальный мемуар межвоенного периода

Кэтрин Лебоу
Автобиография как жалоба: польский социальный мемуар межвоенного периода


03 ноября 2015

Кэтрин Лебоу – научный сотрудник в Венском институте изучения истории

Холокоста им. Симона Визенталя. Адрес для переписки: Vienna Wiesenthal

Institute for Holocaust Studies, Desider-Friedmann-Platz 1/18, 1010, Vienna, Austria.

kate.lebow@gmail.com.

В статье рассматривается жизнеописание как своего рода претензия и жалоба. В частности, здесь обсуждается отклик межвоенной Польши на «жалобные книги» (cahiers de doléances) – «социальные мемуары» (pamiętnikarstwo społeczne), собранные социологами: воспоминания молодых людей, рабочих, крестьян, иммигрантов, безработных и представителей других категорий населения, принимавших участие в конкурсах на лучшую автобиографию. Подобно «наказам» дореволюционной Франции, социальные мемуары времен Второй Польской республики сопутствовали более глобальным дискурсам кризиса и реформы. В настоящей статье предпринято исследование того, каким образом жалоба формулировалась и осмыслялась – и социологами, и авторами жизнеописаний – в качестве полноценного речевого высказывания; продемонстрировано, каким образом мемуаристы обращали жалобы на трудности обыденной жизни в требования социальной справедливости, трактуемой как моральная категория. Социальные мемуары во многом схожи с тем, что в ином контексте мы назвали бы свидетельскими показаниями: они прочно укоренены в культурных представлениях о значимости правды и о правах и обязанностях гражданина. Несмотря на то, что критики сетовали на обилие жалоб в социальном мемуаре, сами мемуаристы представляли свою способность жаловаться как доказательство собственного существования: я жалуюсь, следовательно, существую.

 

Autobiography as Complaint:

 

Polish Social Memoir between the World Wars

Katherine Lebow is a research fellow at the Vienna Wiesenthal Institute for

Holocaust Studies. Address for correspondence: Vienna Wiesenthal Institute

for Holocaust Studies, Desider-Friedmann-Platz 1/18, 1010, Vienna, Austria.

kate.lebow@gmail.com.

This article considers life-writing as a form of grievance and complaint. In particular, it examines interwar Poland’s answer to the cahiers de doléances: “social memoir” (pamiętnikarstwo społeczne), or autobiographical writings by youth, workers, peasants, immigrants, the unemployed, and others, gathered by sociologists in memoir-writing competitions. Like the cahiers de doléances in prerevolutionary France, social memoir accompanied broader discourses of crisis and reform in the Second Polish Republic. The article explores how complaint was framed and conceived as a meaningful speech act by both sociologists and memoirists, arguing that memoirists turned grievances drawn from everyday experience into demands rooted in a moral understanding of social justice. As such, social memoir has much in common with what, in other contexts, we would call witnessing or testimony, and was embedded in cultural assumptions about truth telling and the rights and obligations of citizenship. While critics of the social memoir genre complained that it was too full of complaints, memoirists presented their ability to complain as evidence of their subjecthood: I complain, therefore I am.


Вернуться назад