ИНТЕЛРОС > №3, 2014 > Стратегии жалоб: общественные организации сотрудников государственной безопасности ГДР после объединения Германии

Амике Баума
Стратегии жалоб: общественные организации сотрудников государственной безопасности ГДР после объединения Германии


03 ноября 2015

Амике Баума – аспирант (PhD) на факультете искусств и культуры, истории

и Античности Свободного университета в Амстердаме. Адрес для переписки:

De Boelelaan 1105, 1081 HV Amsterdam, Netherlands. j.m.j.bouma@vu.nl.

В этой статье рассматриваются стратегии борьбы общественных организаций, объединяющих сотрудников государственных органов, органов безопасности и армейских служащих бывшей ГД Р и входящих в Восточногерманский совет ассоциаций (OKV). Самая крупная из этих организаций – «Совместная инициатива по защите социальных прав бывших членов вооруженных сил и таможенного управления ГД Р» (ISOR) – нацелена на восстановление права членов этих групп (особенно бывших сотрудников Штази) на получение пенсии в полном размере. Со времени основания ISOR в 1991 году главным методом ее работы были судебные иски, сопровождаемые подачей обращений и рассылкой жалоб политикам. Я полагаю, что выбор стратегий, применяемых «Совместной инициативой», определяется прежде всего изолированным положением этой организации в немецком обществе, лишающим ее политические инициативы шансов на успех. Требования ISOR напрямую связаны с конкретными законами, и их вполне можно оспорить в суде. Однако «Совместная инициатива» избрала стратегию, сочетающую судебные разбирательства с административными жалобами. То, что данная организация избрала такой сложный способ борьбы за свои интересы в 1991 году, требует отдельного объяснения: можно предполагать, что выбор стратегии был в какой-то мере обусловлен предшествующим опытом ведения дел в суде и ходатайствования – еще в ГД Р. Материалом для исследования послужили публикации Восточногерманского совета ассоциаций, личные наблюдения в ходе заседаний OKV, а также 29 интервью с членами различных организаций-членов OKV, проведенные в Берлине в 2012 и 2013 годах.

Strategies of Complaint: Interest

Organizations of GDR Staatssicherheit Coworkers

after German Reunification

Amieke Bouma is a PhD researcher in the Department of Art and Culture, History,

Antiquity (AHA), VU University Amsterdam. Address for correspondence: De Boelelaan

1105, 1081 HV Amsterdam, Netherlands. j.m.j.bouma@vu.nl.

This article looks at the strategies of former GDR state, security service, and army personnel interest groups unified in the East German Board of Associations (OKV). The largest of these, the Joint Initiative for the Protection of the Social Rights of Former Members of Armed Bodies and the Customs Administration of the GDR (ISOR), aims to achieve the full restoration of the original pension rights of these groups—and especially of former Stasi members. Since its establishment in 1991, ISOR has chosen legal complaints as its main form of action. This strategy is accompanied by petitioning and sending letters to politicians. I argue that ISOR’s choice of strategies is largely motivated by the organization’s isolated position in German society, which makes successful political action unlikely. ISOR’s demands are also directly linked to specific laws that can be protested in court. Yet the quickness with which a legal strategy was taken up in 1991 is remarkable and suggests that earlier experiences with legal procedures and petitioning in the GDR also influenced this choice. The paper is based on a broad survey of OKV publications, as well as on personal observations of OKV meetings and 29 interviews with members of different OKV organizations in Berlin in 2012 and 2013.


Вернуться назад