ИНТЕЛРОС > №3, 2014 > The Culture of Complaint: Approaches to Complaining in Russia—An Overview

Marianna Muravyeva
The Culture of Complaint: Approaches to Complaining in Russia—An Overview


03 ноября 2015

Марианна Муравьёва – профессор, ведущий исследователь в рамках програм-

мы Мари Кюри в Университете Оксфорд Брукс (Великобритания). Адрес для

переписки: Faculty of Humanities and Social Sciences, Oxford Brookes University,

Gypsy Lane, Tonge Building, Oxford, OX3 0BP, UK. muravyevam@gmail.com.

В статье содержится обзор литературы и методологических подходов к исследованию культуры жалобничества. Подача жалобы является распространенным способом коммуникации в современном обществе. Российские исследования в целом сосредоточены на изучении челобитной культуры в советский период как достаточно специфической массовой формы общенародного политического участия и взаимодействия с властями. Однако истоки и причины внезапной массовости обращения к властям изучены недостаточно и нуждаются в дальнейших исследованиях, в особенности изучения и уточнения их пространственно-временных характеристик. В статье предлагаются возможные направления таких исследований и намечаются проблемные области изучения челобитной культуры (такие как гендер и стратегии обращения с жалобой, чувственные режимы и механизм функционирования челобитной культуры, сравнительный анализ челобитных культур и др.).

Marianna Muravyeva is Professor and Marie Curie Senior Research Fellow at Oxford

Brookes University, UK. Address for correspondence: Faculty of Humanities and

Social Sciences, Oxford Brookes University, Gypsy Lane, Tonge Building, Oxford, OX3

0BP, UK. muravyevam@gmail.com.

This article offers an overview of the literature and methodological attitudes to the “culture of complaint.” Complaining is a popular form of communication in present-day Russian society. It has received the attention of scholars of the Soviet period in Russian history as a specific mass form of popular political participation and relationship with the authorities. However, the reasons for and origins of mass complaining need further research. This article offers an analysis of possible developments in such research with specific focus on gender, emotional regimes of complaint, and the comparative analysis of cultures of complaint.


Вернуться назад