ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > Привязанность в действии: психологическая теоретизация связи ребенка и матери в (пост)социалистической Чехии

Виктория Шмидт
Привязанность в действии: психологическая теоретизация связи ребенка и матери в (пост)социалистической Чехии


28 августа 2016

Виктория Шмидт – исследователь,
руководитель проекта по истории сегрегации рома на территории Чехии,
Институт исследований инклюзивного образования,
Факультет образования, Университет Масарика, Брно, Чехия.
Адрес для переписки: Křídlovická 991/18, 60300, Brno,
Czech Republic. 320753@mail.muni.cz

Теория привязанности относится к тем универсалистским психологическим концепци- ям, которые критикуются в рамках радикальной психологии и феминизма. Критическое отношение к теории привязанности среди западных исследователей имеет давнюю историю, однако в постсоциалистическом мире ни классическая концепция Джона Боулби, ни самая популярная социалистическая версия чешских специалистов Зденека Матейчека и Йозефа Лангмейера не разбираются с этой точки зрения. Вместе с тем теория привязанности остается одним из основных источников для аргументации в пользу деинституционализации и развития семейных форм устройства. Очевидная идеализация теории привязанности среди специалистов, работающих на постсоциалистическом пространстве, затрудняет доступ к западной критике и препятствует ревизии теории Матейчека и Лангмейера. В настоящей работе предпринята попытка восполнить этот пробел, здесь совмещены две линии критической ревизии теории привязанности – критика в адрес теории Боулби и его последователей и деконструкция истории возникновения и применения теории привязанности в социалистической Чехословакии. Первая часть встраивает разнообразные критики западной теории привязанности в концепцию эпистемологической несправедливости Миранды Фрикер. Во второй части, в соответствии с принципом историзации, представлен ретроспективный анализ движущих сил, обусловивших развитие теории привязанности в Чехословакии. В заключительной части анализируется применение теории привязанности в современных попытках предупредить помещение детей рома в систему общественного воспитания

Attachment Theory in Action: Psychological Theories of Mother-Child Bonding in Postsocialist Czech Republic


Вернуться назад