ИНТЕЛРОС > №3, 2015 > Сказание о двух мечетях Ахмадийя: религия, этническая политика и городское планирование в Лондоне

Марция Бальцани
Сказание о двух мечетях Ахмадийя: религия, этническая политика и городское планирование в Лондоне


20 июня 2016

Этническая принадлежность многих жителей Великобритании включает религиозные и транснациональные элементы и потому бросает вызов ностальгическим представлениям о гомогенном христианском обществе. Самоидентификация такого рода подразумевает понимание способов, с помощью которых межэтнические отношения складываются, в том числе, из повседневных пространственных взаимовлияний и взаимодействий в городской среде. Более того, городские пространства представляют собой также результат развития и соперничества дискурсов и практик разных этнических и религиозных общин, и результат взаимодействия их всех с бюрократией, разрешающей споры и выносящей решения по поводу городской застройки. Некоторые из этих взаимодействий отчетливо демонстрирует процесс подачи прошений о планах постройки ахмадийской мусульманской общиной мечети Байтуль-Футух, возведенной на месте заброшенного промышленного объекта в Мёртоне – юго-западном пригороде Лондона. Тот факт, что члены общины ахмади полностью оплатили модернизацию этого городского объекта, не помешал возникновению бурной дискуссии, развернувшейся по поводу строительства мечети. Изучение значения этого здания для мусульман-ахмади, других мусульман и для лиц иного вероисповедания, наряду с изменениями местной среды, которые были вызваны строительством мечети, помогает понять, каким образом язык «благоустройства» в регламенте городского планирования вбирает в себя повседневные формы исламофобии и расизма. Кроме того, это исследование показывает, как местные проблемы, возникшие на почве международной миграции и внутриконфессиональных конфликтов (между суннитами и членами ахмадийской общины), впервые проявившиеся еще в пакистанском историко-политическом контексте, воспроизводятся теперь в Лондоне. Оно также позволяет понять взаимодействие между общинами, особенности экономического возрождения района и участия мусульман-ахмади в развитии общины и в политике

Marzia Balzani
is Research Professor of Anthropology
in the Division of Arts and Humanities,
New York University Abu Dhabi.
Address for correspondence: New York University Abu Dhabi,
PO Box 129188, Saadiyat Island, Abu Dhabi, United Arab Emirates.
mb4412@nyu.edu
.

I wish to thank Grazyna Kubica-Heller and Agnieszka Pasieka, the organizers of the 2014 European Association of Social Anthropologists conference panel “Post-Industrial Revolution? Changes and Continuities within Urban Landscapes,” where an earlier version of this paper was first presented. I also thank Shamoon Zamir for his generous advice and the two anonymous reviewers for their insightful and constructive comments. Built on the site of a disused dairy in London, the Ahmadiyya Baitul Futuh Mosque is simultaneously a regenerated postindustrial site, a signal achievement for the community that built it, an affront to local Sunni Muslims, a focus for Islamophobic protest, and a boost to local regeneration plans and tourism. Using town planning documents, media articles, and ethnographic fieldwork, this article considers the conflicting discourses available to locals, Muslim and non-Muslim, centered on the new Baitul Futuh Mosque and an older, smaller, suburban Ahmadiyya mosque located nearby. These discourses are situated in the broader transnational context of sectarian violence and creation of community where ethnicity, faith, and immigration status mark those who attend the mosques. The article considers the different historical periods in which the two mosques were built, the class composition of residents in the neighborhoods of the mosques, and the consequences these have for how the mosques are incorporated into the locality. The strategies diverse local groups use to define the space in different and conflicting terms, and their cross-cutting claims, are discussed to present a range of religious, political, and ethnic positions shaping ideals of self-realization and aspirations for the future at individual and community levels


Вернуться назад