ИНТЕЛРОС > №3, 2015 > «Это утопия, это болото»: жанры повествования о городе Варвара Кобыща
|
Варвара Кобыща Оказываясь в малом городе, разговаривая с местными жителями, исследователь, как правило, скоро сталкивается с набором повторяющихся тем, сюжетов, символов, героев и оценок. В совокупности они составляют обобщенный и в той или иной мере разделяемый жителями образ города. Чтобы продвинуться дальше простой фиксации различных способов самоописания городов и использовать эти данные как инструмент объяснения и сравнительного анализа, мы предлагаем модель жанрового анализа нарративов. Она позволяет, во-первых, выявить связь между прошлым (культурной памятью), настоящим (образом) и будущим (ожиданиями и сценариями) города; во-вторых, объяснить культурные условия и предпосылки наблюдаемых коллективных и индивидуальных действий; в-третьих, объяснить характер аффективной связи жителей с их городом. Во второй части статьи мы демонстрируем результаты использования данной модели на примере двух кейсов: Мышкин (экспедиция 2013 года) и Кологрив (экспедиция 2010 года). Нарративы жителей этих городов структурированы в соответствии с жанрами прогресса (развития) и регресса (упадка). Особый интерес представляет то, как жанры формируют особые типы агентности, а также репертуары возможных (и не возможных) действий жителей этих городов “This Is Utopia; This Is a Swam p”: Genres of Narrative about a City Varvara Kobyshcha Any researcher who works with local people in a small town soon finds a number of repeating topics, stories, symbols, characters, and attitudes. Together they create a generalized image that, to a greater or lesser degree, is shared by its inhabitants. In order to move beyond merely recording different forms of self-description and to use these data as instruments of explanation and comparative analysis, I propose a model for the genre analysis of such “local” narratives. This allows us to a) reveal links between the past (cultural memory), present (image), and future (expectations and scenarios) of a city; b) explain the cultural preconditions of observed collective and individual actions; and c) explain the specificity of the affective connection between citizens and their city. In the second part of the paper I demonstrate some results of the application of this model, using two case studies: Myshkin (visited in 2013) and Kologriv (visited in 2010). The narratives of local inhabitants are structured according to the genres of ”progress” (development) and ”regress” (decay). I am especially interested in how these genres constitute peculiar types of agency, as well as a repertoire of (im)possible actions. Вернуться назад |