ИНТЕЛРОС > №3, 2015 > Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е)

Марина Лоскутова
Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е)


20 июня 2016

Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е)
 
Коллективная монография. Ред. и сост.: И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов
М.: НЛО, 2015

Марина Лоскутова
Адрес для переписки: НИУ ВШЭ, департамент истории,
ул. Промышленная, д. 17,
Санкт-Петербург, 198099, Россия
mvlosk@yandex.ru

История школьного образования редко привлекает к себе внимание специалистов, не входящих в узкий круг профессионально интересующихся историей педагогики. Во многом это объясняется тем, что историкам образования в массе своей не хватает широты перспективы: исследования, как правило, сосредоточены на методических вопросах и не затрагивают более значимых проблем взаимодействия школы и общества в целом. Предлагаемая вниманию читателя книга принадлежит к немногим исключениям из этого правила. Она написана большим авторским коллективом, в который вошли представители разных дисциплин – историки, антропологи, социологи, искусствоведы и философы, работающие не только в России, но и в ряде других европейских стран. Соответственно, книга отличается разнообразием как взглядов на историю образования, так и разнообразием изучаемых регионов. «Послевоенная школа» здесь – это не только советская, но и немецкая, венгерская, югославская, шведская школа середины – второй половины ХХ века. Уже само название книги содержит в себе два тезиса, развернутых авторамисоставителями во вводной главе. Первый из них состоит в попытке пересмотра устоявшейся периодизации истории ХХ века: традиционно – по крайней мере, применительно к советской истории – последние годы сталинского правления всегда рассматриваются отдельно от последующих «оттепельных» лет. Да и в социально-политической истории Западной Европы 1953 год часто принимается за водораздел между двумя принципиально разными периодами. Однако Мария Майофис в главе, посвященной зарождению индивидуального подхода к ребенку в советской педагогике, настойчиво проводит мысль о том, что истоки этого подхода отчетливо наметились уже в поздние сталинские годы. Поскольку, по мысли авторов монографии, индивидуальный подход к ребенку стал одним из самых кардинальных сдвигов в школьном образовании ХХ века, то очевидно, что выводы Майофис имеют принципиальное значение не только для истории советской педагогики, но, как минимум, для социально-политической истории СССР.


Вернуться назад