ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > (Этно)методология в автомастерской: практики категоризации «этнической принадлежности»

Тимур Бочаров
(Этно)методология в автомастерской: практики категоризации «этнической принадлежности»


21 ноября 2012
В настоящей статье представлены результаты этнометодологического исследования методов достижения этничности в небольшом профессиональном коллективе рабочих, мигрантов из Узбекистана. Исследовательский вопрос состоял в следующем: как в естественной интеракции рабочих друг с другом и с местным населением (клиентами автомастерской) производится социальный факт «этничность»? Исходя из поставленного вопроса, в этой статье отсутствует социологическая теория, венчающая анализ эмпирического материала, равно как и теории обывателей, ситуативно формулируемые в ответ на вопросы интервьюера. В тексте содержится описание и анализ практической логики использования «этнических» категорий, которые осуществляются в тесной связке с действиями. Этничность здесь рассматривается как феномен социального порядка, который надлежит сделать темой, а не ресурсом социологического исследования. Переключение «ресурс/тема» является основным пунктом программы этнометодологии (Zimmerman and Pollner 1970). Социология имеет в качестве предмета феномены, которые уже упорядочены, описаны, опознаны в повседневной жизни («здоровье», «организация», «город», «право», «этничность» и т.д.), но эти обыденные формулировки и понятия обычно используются в исследовании как ресурс описания, не требующий проблематизации. This paper presents the results of an ethnomethodological study of practices of ethnic categorization in a group of Uzbek migrants working in an auto repair shop. Ethnicity here is treated as a subject, rather than as a research resource. The topic/ resource shift is a central theme of ethnomethodology’s program (Zimmerman and Pollner 1970). Sociology deals with phenomena that are already structured and described in everyday discourse, but these commonplace formulations and descriptions are used in sociological research as an unproblematized, taken-forgranted resource. In the same way, social phenomena are perceived as a given by the participants themselves, which, in the words of Alfred Schütz, is the “natural attitude of everyday life” (Schütz 1945:533). Ethnomethodology considers this “everyday perception” not as a problem that requires a methodological or theoretical solution but as a subject for study. Based on these principles, this article offers a description of everyday practices that make possible the existence of the social fact of “ethnicity.”

Вернуться назад