ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > Морщины и игрушки Вальтера Беньямина: «Московский дневник» как испытание метода

Александр Погребняк
Морщины и игрушки Вальтера Беньямина: «Московский дневник» как испытание метода


08 февраля 2018

Доцент кафедры проблем междисциплинарного синтеза
в области социальных и гуманитарных наук,
факультет свободных искусств и наук,
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ).
Адрес: 190121, Санкт-Петербург, Галерная ул., 58–60.
E-mail: aapogrebnyak@gmail.com

В статье «Московский дневник» Вальтера Беньямина прочитывается как уникальное свидетельство той конкретно-исторической и биографической ситуации, в которой сложилась беньяминовская методология социально-критического исследования, сделавшая автора одним из наиболее влиятельных мыслителей ХХ столетия. Эта методология позволяет проводить аналогии между самыми различными сферами опыта — от эротики до политики, от науки до лирики, — поскольку лишь в абстракции они существуют как нечто обособленное. Задача мыслителя — фиксировать их в единстве «диалектического образа», что позволяет не просто видеть двусмысленность феномена или ситуации, но и усматривать реальную возможность сопротивления тенденциям к гомогенизации опыта существования. Жизнь послереволюционной Москвы позволила сформироваться неповторимой манере беньяминовского мировосприятия с особым вниманием к принципиальным «остановкам» мысли, важным не менее, чем ее движение. Трудно не увидеть сходства морщин на лице любимой женщины, инея на окнах московских трамваев, исчезающих кустарных игрушек в московских магазинах и, например, баррикад и траншей на бульварах Парижа эпохи Коммуны. Вместе они образуют ту констелляцию (или коллекцию) материальных моментов, которые позволяют живущему противопоставлять смертоносным силам истории и прогресса мессианское упование на счастье. Пребывание Беньямина в Москве, изначально преследовавшее «большие» цели (любовь, работа, политика), по мере углубления в материал все больше сталкивается с «оглушением» этих своих первоначальных интенций. Но за счет этого сам материал «кристаллизуется в монаду», переживается в своей радикальной историчности.

 

 

THE WRINKLES AND TOYS OF WALTER BENJAMIN:
“THE MOSCOW DAIRY” AS A METHOD APPRAISAL

Alexander Pogrebnyak.
Associate Professor at Department of Problems of Interdisciplinary Synthesis
in the Field of Social Sciences and Humanities,
Faculty of Liberal Arts and Sciences (Smolny College),
aapogrebnyak@gmail.com.
St. Petersburg State University (SPbU),
58–60 Galernaya str., St. Petersburg 190000, Russia.

This paper considers Walter Benjamin’s The Moscow Diary as a unique testament to the particular historical and biographical context for the development of the methodology of socially critical research that made Benjamin one of the most influential thinkers of the 20th century. This methodology allows us to draw analogies between the most diverse spheres of experience—from erotica to politics, from science to poetry—because only in abstraction do they exist in isolation. The task of the thinker is to fix them in the unity of the “dialectical image,” which makes it not only possible to see the ambiguity of the phenomenon or situation, but also reveals the real possibility of resisting the tendencies to homogenize the experience of existence. The life of post-revolutionary Moscow contributed, in no small way, to the formation of Benjamin’s unique way of seeing the world, with its special attention to the fundamental “stops” of thought, no less important than thought’s movements. It is hard not to see the similarity between the wrinkles on the face of a beloved woman, frost on the windows of Moscow’s trams, the disappearance of handmade toys in Moscow stores and, for example, barricades and trenches on the boulevards of Paris in the era of the Commune. Together they form that constellation (or collection) of material moments that enable the living to counter the deadly forces of History and Progress with the messianic hope for happiness. Benjamin’s stay in Moscow, which initially pursued “big” goals (love, work, politics), is increasingly confronted with the “dampening” of these initial intentions as it delves deeper into the material. But due to this, the material itself “crystallizes into a monad,” and is experienced in its radical historicity.


Вернуться назад