ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > Теория медиа Вальтера Беньямина и русский левый авангард: газета, радио, кино

Игорь Чубаров
Теория медиа Вальтера Беньямина и русский левый авангард: газета, радио, кино


08 февраля 2018

Директор Института социально-гуманитарных наук,
Тюменский государственный университет (ТюмГУ);
старший научный сотрудник кафедры эстетики, философский факультет,
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ).
Адрес: 625003, Тюмень, ул. Ленина, 23. E-mail: tchubaroff@gmail.com

Вальтер Беньямин, по праву считающийся отцом-основателем современных теорий массовых медиа, еще в конце 1920-х годов, во время своей поездки в Москву, знакомится с работами Сергея Третьякова и круга журнала «ЛЕФ», киноработами Вертова, Пудовкина и Эйзенштейна. В 1930-х благодаря Брехту он глубже изучает концепцию оперирующего писателя Третьякова и использует ее вместе с брехтовской теорией радио и эпического театра для создания своей оригинальной медиатеории. Однако Беньямин существенно переосмыслил марксистскую идею изменения средств художественного производства, производственного аппарата и писательской техники в ходе социалистической революции. Она предполагала у него не простое выражение художником своих левых взглядов и преобразования продуктов художественного труда, но в первую очередь изменение доступных ему средств производства «в пролетарском духе», возможное даже в условиях капиталистического общества. Беньямин в этой связи писал о необходимости использования художником новых медийных возможностей фотографии, кино, радио и массовой журналистики в той мере, в которой они задействуют техники обратной связи, прерывания действия (цезуры), монтажа, остранения (V-эффекта Брехта) и т. д., позволяющих избежать превращения революционных содержаний в иллюзионистские формы развлечения и эстетизации наличных социальных отношений. В статье рассматривается также малоизвестный сюжет творческой биографии Беньямина — его участие в создании нового формата радиопередач на немецком радио — и анализируются статьи рубежа 1920–1930-х годов о раннесоветском искусстве и литературе.

 

 

WALTER BENJAMIN’S MEDIA THEORY AND RUSSIAN LEFT AVANTGARDE:
NEWSPAPER, RADIO, CINEMA

Igor Chubarov.
Director of the Institute of the Social Humanities;
senior researcher at the Department of Aesthetics, Faculty of Philosophy,
tchubaroff@gmail.com.
Tyumen State University (UTMN), 23 Lenin str., Tyumen 625003, Russia.
Lomonosov Moscow State University (MSU), 27 Lomonosovsky ave.,
Bldg 4, GSP-1, 119991 Moscow, Russia
.

Walter Benjamin is rightfully considered to be the founding father of contemporary media theory. When he travelled to Moscow in the late 1920s, he discovered works by Sergey Tretyakov and LEF authors, including films by Vertov, Pudovkin and Eisenstein. A bit later, in the 1930s, influenced by Bertolt Brecht, he closely investigates Tretyakov’s concept of the operating writer and starts to use it along with Brecht’s theory of radio and epic theater in order to develop his own theory. However, Benjamin has significantly rethought the Marxist idea of the necessity of changing the artist’s means of production, production apparatus and writing techniques in the context of the socialist revolution. This rethought idea, for him, consisted not just in the simple artistic expression of Marxist thought and the transformation of the artistic products: at its core, it was about changing the existing means of production and tools “in the spirit of the proletariat,” possible even in a capitalist society. This argument inspired Benjamin to write about the necessity for the artist to make use of the opportunities provided by new media, including photography, movies, radio, and mass communication. All these opportunities gave a kind of feedback option, a limitation of action (ceasura), film editing, distancing (Brecht’s V-effect), etc., which helped avoid a transformation of revolutionary statements into illusionist forms of entertainment and aestheticized forms of social relations. Furthermore, this paper investigates a little-known episode of Benjamin’s radio experience which occurred after his return from Moscow (1926–1927) and his articles on early Soviet art and literature which he wrote on the cusp of the 1920s–1930s.


Вернуться назад