ИНТЕЛРОС > №31, 2021 > Люди, армии, народы: Толстой и субъект войны

Этьен Балибар
Люди, армии, народы: Толстой и субъект войны


18 августа 2021

Этьен Балибар
Заслуженный профессор моральной и политической философии,
отделение философии,
Университет Париж — Нантер; профессор французской
словесности и сравнительного литературоведения,
отделение французского языка и литературы,
Колумбийский университет в Нью-Йорке.
Адрес: 522 Philosophy Hall, 1150 Amsterdam Ave.,
NY 10027-6900 New York, USA.
E-mail: eb2333@columbia.edu

 

Статья посвящена политике войны, как ее мыслит Лев Толстой в романе «Война и мир». Толстой опрокидывает интерпретацию войны Клаузевицем как «продолжения политики», парадоксально обобщая и радикализуя один из его тезисов: положения о «превосходстве защитной стратегии» над наступательной. В концепции Толстого оборонительная стратегия трансформируется в негативную, которая подвергает сомнению понимание власти и начала (архэ) как с точки зрения отношения к командованию, так и с точки зрения воздействия отдельной воли на ход истории. Через размышление о значении партизанской войны как привилегированной формы войны народной это приводит к негативному переосмыслению идеи сочленения «народа» и «армии». В конечном счете, выступая основополагающей исторической силой, «народ», который проявляет себя в войне за освобождение или борьбе за общее благо, лишается своих метафизических характеристик субъекта. Однако его общинная сущность и правда о политике по ту сторону политики или же на ее крайних пределах, когда исчезают институциональные связи, символически всплывает в провиденциальной встрече Пьера Безухова и Платона Каратаева. Но этот хрупкий опыт оформляет и символизирует тот витальный элемент, который учреждает общность народа по ту сторону частных интересов и институций.


Вернуться назад