ИНТЕЛРОС > №31, 2021 > Удивление, событие и метонимический субъект

Михаил Маяцкий
Удивление, событие и метонимический субъект


18 августа 2021

Михаил Маяцкий
Научный сотрудник, гуманитарный факультет,
Лозаннский университет.
Адрес: Université de Lausanne,
CH-1015 Lausanne, Switzerland.
Email: mmaiatsky@gmail.com

 

Известное общее место считает удивление (которое у греков восхищает, а у позднейших, скорее, поражает) началом философии (которая тщательно различает философское удивление от банального). Важное место удивлению уделяет и эстетика. У русских формалистов его конкретизируют понятия остранения, деавтоматизации. В своем эвристически богатом анализе Роман Якобсон начиная с 1919 года показывает роль метонимии в прозе и новой поэзии — в отличие от метафоры, центральной для поэзии традиционной. Такая переоценка роли смежности (а также случайности, произвольности) по сравнению со сходством (или синтаксиса по сравнению с парадигматикой) нашла определенный отклик в (преимущественно, но не исключительно французском) мышлении события. Начиная с «Логики смысла» Жиля Делёза (1969), разворачивается настоящий апофеоз события: разные мыслители (Деррида, Бадью, нео-феноменологи) прославляют не(пред)сказуемость, неожиданность, беспричинность события. В статье показано, что такое мышление события (с присущим ему оптимизмом новых горизонтов и возможностей) связано с тем типом события, внутри которого это мышление родилось, а именно с маем 1968 года. Ни предыдущее событие (холокост), ни тем более последующие (9/11, пандемия) не покрываются полностью этой «теорией». Параллельно с мышлением события образца мая 1968-го шло осмысление субъективности, точнее, быстрой смены ее исторических типов в течение одного ХХ века и поиск адекватных средств схватывания того, что заступило на место бывшего субъекта. Это новое и трудноуловимое образование (именуемое, например, advenant-пришествующее, согласно Клоду Романо и его русскому переводчику Руслану Лошакову) соответствует метонимическому, контингентному характеру самой социальной и/или смысловой реальности.


Вернуться назад