ИНТЕЛРОС > №5-6, 2011 > София и Кант

Евгений Абдуллаев
София и Кант


16 ноября 2012
Если бы сегодня кому-нибудь пришло в голову провести рейтинговый опрос, какого философа у нас знают лучше всего, думаю, первое место было бы за Кантом. Шутка ли — единственный из великих европейских философов, кроме сомнительного Анахарсиса, связанный с Россией при жизни, а последние полвека — и в посмертном модусе. (Лично наблюдал в Калининграде, как новобрачные прибывали на могилу философа с целью букетовозложения, что особенно трогательно, учитывая специфические взгляды философа на семейную жизнь.) Само отношение к Канту в России, пройдя периоды относительной безвестности в XIX веке, любви-ненависти в начале ХХ века и третирования за «идеализм» в марксистской философии, вступило в наиболее позитивный, даже несколько мемориальный этап. Критиковать Канта стало плохим тоном; почтительное цитирование — приветствуется. Не остались без внимания и интимные стороны личности философа: «Алетейя» выпустила книжку А. Пикуровской с «демистификацией личности Канта» (до того автор успела «демистифицировать» Достоевского), «Иностранка» публикует русский перевод романа Х. де Хуана о повседневной жизни Канта, увиденной глазами его слуги Лампе…

Вернуться назад